
Почему Петр так стремился выйти к морю? Новые территории? Но зачем переть на плотный Запад или густонаселенный Юг (неудачный Азовский поход 1699-го), если рядом, под боком всегда был удобный в этом отношении Восток? По тем временам, по любой хронологии, справа по карте лежала далеко не целиком еще русская Сибирь. Полезные ископаемые легче искать в районе Урала. Понятие Heartland хитрые геополитики еще не ввели, да и у нас этого "хартленда" – пространства от Рура до Урала и так было навалом – любое германское княжество обзавидовалось бы. К тому же Петр, понимаешь, нашел с кем воевать: не с кочевыми племенами, а с мощнейшей на тот исторический момент Швецией и совсем не слабой (назовем ее так для удобства) Турцией.
Нет, Петр думал не о торговле, не об "исконно" русских болотах Ингерманландии, не о стратегическом порте (в этом смысле возможности Архангельска и беломорского пути еще не были исчерпаны). Он стремился к морю, к европейскому бассейну, к южному, а затем – к северному "средиземноморью". Отец русского флота на чувственном уровне восхищался стихией соленой воды. Из моря родилась жизнь (есть такое мнение, и его разделять приятней, чем уверовать в теорию повышенной радиации в районе экватора, которая и привела к разным эволюционным скачкам). Без моря мы бы оказались лишены таких понятий, как: маринизм, дельфины, суши, кронштадтские рейвы, пираты, "Челюсти", "Алые паруса" и "Желтая подлодка". Море волнуется, шепчет и смеется. Море забирает души моряков, но дарит планктон, йод и гальку. Можно, конечно, жить и без моря, живут же себе стиснутые со всех сторон соседями континентальные страны и в ус не дуют, и не надо им ни корюшки, ни струй светлей лазури, ни отважных капитанов. Но с морем лучше. Особенно, когда речь идет об империи. Конечно, были империи с внешней колонизацией, а были – с внутренней. В то время как полноправные члены семьи европейских народов снаряжали торговые и военные суда, устанавливали гордые флаги на далеких заморских землях, Россия колонизовала самое себя (порабощая собственный народ), осваивала сопредельные территории, "искала свои естественные границы", абсорбировала сухопутные окраины.

Покоренные народы, получив через метрополию доступ к морю, менялись, европеизировались (неполиткорректный взгляд, но верный). Моряки до изобретения авиации оставались главными носителями обобщенно-романтических идеалов.
Да, флот уже не тот. Даже Британия нарушила свой же закон: сухопутные военные силы не должны по составу превышать морские – Royal Navy. Но и сейчас, во времена космических спутников и ядерных боеголовок, когда корабли заходят в гавань, залив, территориальные воды, все как-то напрягаются.
Поэтому морская резиденция – это прежде всего богатый символ, алтарь Нептуну, алтарь европейской политике империализма, памятник тем временам, когда русский флот принимал участие, например, в блокаде Конфедерации в ключевые моменты американской Гражданской войны 1861–1865 гг.

Архитектура всегда что-нибудь да значит, всегда демонстрирует определенную идею заказчика (или исполнителя). Здесь идея ясна. Так что переходим сразу к бежевато-коричневому зданию (или серо-желтому? у меня плохо с цветовосприятием, да и погода была ненастной).
Сам дворец был построен в начале XVIII в. в переходную эпоху великих свершений и викторий. Пока воевали шведов с переменным успехом, обходились "домиками", но как только исход войны стал окончательно ясен, успех поспешили закрепить, продемонстрировать, "обмыть" строительством очередного дворца. В Стрельне проектировкой занимались малоизвестный у себя на родине итальянский архитектор Бартоломео Растрелли, Леблон, выигравший тендер на лучшее обустройство садово-паркового массива, а затем Микетти.
Предпоследним легитимным владельцем дворца был князь Константин Константинович Романов, более известный по аббревиатуре КР. Вещи из дворца стали распродаваться еще до революции, августейший поэт умер в 1915-м. В последовавшее лихолетье разошлось остальное. Так что теперь часть вещей даже не в собраниях, а неизвестно где. Но приблизительно восстановить былую роскошь не так уж сложно. И на "Сотби" за этим ехать не обязательно. Что-то будет покупаться в антикварных магазинах, что-то подарят другие музеи. За границей ничего искать не собираются – разве что библиотеку Веры Константиновны. Кроме того, планируются выставочные комплексы по геральдическим сюжетам – уже создана оперативная группа Министерства культуры, председатель – Георгий Вилинбахов. Это что касается музея, площадь которого невелика – около 700 кв. метров.
Теперь приходится наверстывать упущенное, потому что в советское время о дворце подзабыли. В 13-м томе БСЭ (1973) есть Константиновский – поселок гор. типа в Тутаевском р-не Ярославской области РСФСР. Интересующий нас дворец там отсутствует, равно как и Стрельна. Многие бывали или даже жили в его тогда совсем не монаршьих интерьерах, любовались приятными глазу современного человека руинами, выпивали в высоко поросшей траве, улыбались заливу.
Теперь тут не пошалишь. Заказчик строительства – администрация президента. Повсюду люди в погонах и в штатском. Объект – режимный. Кроме самого дворца строятся двадцать шесть коттеджей для глав дружественных государств (хороший стимул выиграть где-нибудь за рубежом на выборах – в каждом коттедже бассейн и еще невесть что), гостиница четыре звезды (советский классицизм) и хозяйственный блок. Пока территория густо покрыта снегом, сложно домыслить предполагаемые фонтаны, системы каналов и островов. Но все это будет – сомнения нет. Теперь это не просто один из пригородных дворцов, а "Государственный комплекс Дворца Конгрессов". Тратятся бешеные деньги – кто говорит $100 миллионов, кто $200 миллионов.

Это как смотреть отформатированный кинофильм по телевизору – искажений не избежать, но смотрим же.
Восстанавливают старательно – мраморные камины, расписные плафоны. Используются старые аутентичные технологии. Украшать интерьеры современным искусством не планируется. Сроки сжатые. Решение все-таки строить приняли не так давно. Теперь проект читают "с листа", на ходу. Но строят-то не киборги, а живые люди – наши и не наши, хотя теперь они все – наши. Работает невероятное количество народу: тысячи полторы во дворце и еще две – на коттеджах и гостинице. Обстановка рабочая: супы из пакетика, чай, на улицах кабинки www.clozet.ru. Живут в пансионате, без бара и без танцев, все дни – рабочие. Во дворце обстановка веселей, либеральней, радиоэфир струит что-то танцевальное, народ бродит более раскрепощенно – волшебная сила искусства. На стенах карандашные надписи: иногда по делу, часто с использованием слов, которые недавно собирались преследовать по закону.
На строительстве трудится настоящий интернационал. Мраморную плитку, например, кладут югославы. Пока они здесь трудились, исчезла их страна.
Строят быстро: шли в одну сторону – стояли леса, шли в другую – леса уже сняли.
Практически готовы гроты. Замечательно смотрятся будущие винные погреба – будете в гостях, смело проситесь на дегустацию – там всем должно хватить. Многие залы уже приобретают жилой вид, но многое еще недоделано. Успеют или не успеют – не вопрос. Должны успеть. Иначе придется находить новые исторические свидетельства о закладке Петербурга и переносить праздник на более поздний срок, а этого мы уже не выдержим.
Так что скоро в нашу гавань зайдут корабли, солнце будет садиться на воду, а романовский герб на бельведере Константиновского дворца, раскидав по сторонам хищные орлиные головы, таращиться на мировую дипломатическую элиту. По морям, по волнам, нынче здесь, а завтра там. На плацу заиграет духовой оркестр, и все, одержимы державною радостью, выпьют за военные астры. А и ладно – праздник пройдет, дворец останется.
Комментарии (0)