• Журнал
  • Аперитив
Аперитив

Поделиться:

Нулевая группа

«Новые художники» – главное событие в русском искусстве 1980-х. Спустя двадцать лет после расформирования группы Русский музей открывает ретроспективу, включающую кинопоказы, выставки графики и фотодокументов.

Это должно быть похоже на Ноев ковчег с чучелами вместо животных. От разнообразия начнет рябить в глазах: что это, группа не объединенная ничем? Коллекция всего? Одна из идей, легших в основу движения «Новых художников», – так называемая ноль-культура, предложившая альтернативу вечному, как казалось, противостоянию одинаково упертых и  негибких официального искусства и нонконформизма. Вдохновитель движения Тимур Новиков стал для советской культуры эдаким Ноем, собравшим в своем ковчеге все, что к тому времени еще подавало признаки жизни, и предложившим, хм, пораз влечься. Ведь если представить, что вокруг ничего нет, то и делать можно все, что угодно. Можно рисовать безумные комиксы о Докторе Смерть, как это делал Олег Котельников, можно собирать якобы артефакты чукотской культуры, как Вадим Овчинников, можно создать «Пиратское телевидение» и всерьез доказывать в эфире, что Ленин был грибом. Можно посылать подарки Энди Уорхолу и получать от него ответы, а можно создать клуб и зарегистрировать его в райкоме партии. Пренебрегать стратегией, смысловой и технической точностью, просто дурачиться с удивительной ловкостью и заразительным упоением, пусть и не сделать ничего настоящего, но хотя бы что-то сделать.

«Удар кисти».
Русский музей,
с 25 февраля
Материал из номера:
Портрет российского кино 2010

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: