Астрономию перестали преподавать в российских школах в начале нулевых. Окончательно она исчезла из программы к 2010-му году. Как показывает статистика – зря: к настоящему времени приблизительно четверть россиян считает, что на самом деле Солнце вращается вокруг Земли.
И неизвестно, сколько из них полагают, что наша планета – плоская. Два года назад ученые-любители, для которых подобные доводы выглядят как личное оскорбление, создали в Курске свой клуб с астрофотографией и телескопами. Это Владимир Корой и Михаил Леонтьев.
Как и когда появился клуб любителей астрономии в Курске?
Михаил Леонтьев: (здесь и далее – М.Л.): Группу создал Сергей Шатохин несколько лет назад. Я выпросил у него права администратора и поднял группу.
Владимир Корой (здесь и далее – В.К.): Он специалист по информационной безопасности, астрофотограф. Снимает очень хорошие пейзажи.
М.Л.: Когда удалось немножко привлечь внимание единомышленников с помощью таргетированной рекламы, к 15 подписчикам прибавилось еще примерно 200. На наши встречи приходит в основном человек 5-10. Всего обладателями телескопов является примерно такое количество людей в области. Участники нашего клуба в основном мужчины математического склада ума. Владимир, кстати, самый молодой.
С чего началось ваше увлечение астрономией?
М.Л.: С детства. Насмотрелся всяких фильмов вроде «Звёздных войн», «Стартрека». Рос на книгах Айзека Азимова, Ивана Ефремова. Сначала просто интересовало небо, нравилось смотреть на звезды. Со временем нашлась дома астрономическая карта, которую я повесил на стену и начал изучать. С удовольствием читал научные книги, делал конспекты для себя. Потом лет в 14 разобрал старенький отцовский «Зенит» и сделал из него монокуляр, через который впоследствии разглядел Туманность Андромеды. Кстати, с тех пор больше ни разу не удалось ее увидеть. Когда устроился на работу, практически с первой зарплаты купил себе маленький китайский телескоп. С крыши пятого этажа наблюдал Луну, Сатурн, Юпитер и его спутники, фазу Венеры. Мое увлечение никак не пересекается с образованиями: по одному я медбрат, по другому – специалист в сфере информационных технологий.
В. К: Меня тоже астрономия интересовала с ранних лет, еще до школы. Потом в период учебы на природоведении мы стали изучать планеты и меня поразило, что всё это в действительности существует. Хотелось увидеть их воочию. С младшим братом выходили смотреть на небо. Но у меня не было карты, да и доступа к библиотеке. В 8 классе я по-настоящему увлекся микробиологией, химией и прочими естественными науками. И когда закончилось всё, что я мог бы изучить в кустарных условиях, добрался до астрономии.
Взял энциклопедию «Юного астронома», выяснил, как сделать телескоп. Так и появился мой первый – из очков и микроскопа. Чуть позже собрал другой, более эффективный. Из нарубленных веток сделал штатив, скрепив скотчем. Всё скрепил и пошел смотреть на лунные кратеры.
Был настолько впечатлен, что стал перечитывать все-все книги по теме, что удавалось найти. Это было примерно в 2007 году. Моя учительница по физике подарила мне оптику от настоящего телескопа, я собрал еще один. Астрофотографией начал заниматься, когда купил в феврале 2015-го хороший телескоп. Тогда же создал группу по интересам, надеясь собрать народ посмотреть на звёзды вместе со мной. Михаил оказался в числе присоединившихся, так и познакомились. А потом я стал частью «старого» астрономического общества, которое было до меня, как раз в той самой группе, которую создал Сергей Шатохин. В августе произошла моя первая съемка, удалось запечатлеть лунное затмение. Самый простой вариант – подставить смартфон к объективу телескопа и снимать. Чтобы получить цветное фото, необходимо сделать сотни фотографий, которые затем накладываются друг на друга.
Что такое «тротуарная астрономия»?
В.К.: Я просто выхожу с телескопом на улицу – за год бывает порядка 40 раз — и наблюдаю за небом. Прохожие часто интересуются, просят посмотреть тоже. Так постепенно наше сообщество и растет.
Как выбрать хороший телескоп?
М.Л.: Картинка обязательно должна быть чёткой. Это главный признак качества.
Сотрудничаете ли вы с Курским планетарием?
М.Л.: Пока они о нас не знают. Пытался связаться с ними через vk.com, но никто мне не отвечал. Мы очень хотели бы заниматься совместными проектами. Соображения есть, но мы оставим за собой право о них не говорить раньше времени.
Следите ли вы за новостями науки? На каких платформах?
В.К.: Конечно, следим. Наши соотечественники делают, кстати, свои открытия. По расчетам одного русского и американца ученые вскоре должны обнаружить новую планету. Среди россиян можно найти немало первооткрывателей комет, астероидов.
М.Л.: Мы сами пока ничего не открывали, но надеемся, что удастся. Для того чтобы что-то обнаружить, следует знать теорию и постоянно наблюдать. На астрофотографии намного проще что-то найти.
В.К.: Постфактум, после того, как уже сделан снимок, можно заметить какую-то вспышку, например.
Как вы относитесь к тому, что астрономия возвращается в школы?
М.Л.: Слышал, что в городе есть преподаватель, который учит физике и основам православной культуры. Скорее всего, ему же доверят вести астрономию. Интересно, чему он научит детей? Это же несовместимо.
В.К.: Я считаю, что астрономия должна заменить часть математики. Эволюция так устроила наш мозг, что человек запоминает в основном только полезную для него информацию. А большая часть того, что дается в школе, нам, как правило, не пригождается на практике. Гораздо интереснее изучать материал, когда ты видишь, что это дает реальный результат. Например, вместо абстрактных задач «из пункта А в пункт Б» стоит попробовать показать через телескоп, что мимо планеты пролетает комета, а потом предложить вычислить какое расстояние он преодолеет за 4 дня. Затем — показать разницу. Это и не только наглядно, но еще и красиво — запомнится на всю жизнь. Мне кажется, поэтому в массах наука – непопулярна.
Нас просто приучили к тому, что знания не имеют прикладной ценности.
Верите ли вы в инопланетян?
В.К.: Есть формулы, доказывающие, что существует множество цивилизаций, просто мы не можем до них достучаться из-за ограничений скорости света. Кто-то должен четко знать, в каком месте Земля и направить луч определенной мощности на нее, чтобы мы могли его уловить. Шанс того, что где-то еще есть жизнь – 1 к миллиарду, но звёзд намного больше, а значит больше и шансов. Один из предполагаемых способов связи с другими цивилизациями – цифровое транспортное сознание. Копирование сознания в какого-либо андроида. Теоретически это возможно, в отличие от сверхскоростных полетов. Магистерская степень по информатике мне позволяет так полагать.
Какие у вашего клуба планы на будущее?
М.Л.: Развивать, популяризировать. К сожалению, нынешний сезон подошел к концу, а в следующем — постараемся чаще выезжать за пределы города с единомышленниками.
Взято у Media City.
Комментарии (0)