• Мода
  • Вещи
Вещи

Поделиться:

Дешевые ткани и красители в одежде вредят нашему здоровью. Каким образом?

Создательница образовательного проекта Self Made Studio, стилист и блогер Оля Слово пропагандирует «винтажную диету» и отказ от масс-маркета. «Собака.ru» прослушала ее ликбез о том, какие бренды используют токсичные вещества, как они «отключают» репродуктивную функцию (и психическую адекватность), и почему нас не спасет даже одежда из стопроцентного хлопка.

Осознанным потреблением я заинтересовалась тогда, когда моя одежда стала «выселять» меня из квартиры. Это знакомо каждому, кто покупает ненужные вещи «за компанию с подружкой» или чтобы наградить себя после тяжелого рабочего дня. Я начала расчищать шкафы и параллельно изучать историю моды — всегда ли одежду производили в таких количествах? Как ткани влияют на наше здоровье? Когда появились первые эко-коллекции? Факты, которые я для себя открыла, были удивительными (и даже шокирующими).

Джонни Депп в роли Безумного шляпника в экранизации «Алисы в Стране чудес»

Джонни Депп в роли Безумного шляпника в экранизации «Алисы в Стране чудес»

Шляпы из ртути

Безумный шляпник из сказки «Алиса в Стране чудес» — не плод фантазий писателя Льюиса Кэрролла, а собирательный образ реально существующих персонажей. На протяжении сотен лет шляпы создавались из ртутного состава, который помогал сваливать кроличью шерсть (да, «кролик из шляпы» — тоже очевидная метафора!). Шляпники вдыхали вредные пары и расплачивались за это своим здоровьем, в том числе психологическим: бессонница, мигрень, тремор и шизофрения были их постоянными спутниками. Кто знает, насколько вредны вещества, которыми обрабатывают современные фетровые шляпы? Для статистики иногда нужно время.

Зеленое платье, окрашенное мышьяком

Зеленое платье, окрашенное мышьяком 

Платье, окрашенное мышьяком (1860-1865)

Платье, окрашенное мышьяком (1860-1865)

Цветочные венки, окрашенные пигментом мышьяка (1860-1865) (коллекция Элисон Мэтьюз Давида)

Цветочные венки, окрашенные пигментом мышьяка (1860-1865) (коллекция Элисон Мэтьюз Давида)

Руки, поврежденные мышьяковым красителем, литография 1859 года в медицинском журнале

Руки, поврежденные мышьяковым красителем, литография 1859 года в медицинском журнале 

Зеленое платье из мышьяка 

Во время викторианской Англии зеленый цвет отличал богатого человека от бедного. Первые выделялись за счет кислотных оттенков, а вторые носили коричневый, бежевый и серый цвета. В погоне за достатком люди покупали дешевые красители, но даже не задумывались, что в их составе есть вредные компоненты — например, мышьяк. Перекрашивая одежду, они травились, заболевали, страдали, но продолжали использовать зеленый пигмент для одежды, украшений, обивки мебели, посуды или обоев. В одном из панчей тех лет платья зеленого цвета называли «смертельным изумрудным поцелуем», намекая на страшные последствия модного помешательства. С тех пор ситуация ничуть не изменилась: мы жертвуем экологичностью, безвредностью и комфортом в пользу доступности и соответствия трендам.


Мы выбираем одежду, но не выбираем последствия

Носки с последствиями 

Осознанное потребление — это когда ты задумываешься, что на тебе надето, и как оно может на тебя повлиять. Ведь часто мы выбираем одежду, но не выбираем последствия. Так, в современной индустрии моды и красоты до сих пор существуют анилиновые красители — синтетические вещества, которые дают ядерный цвет при минимальных затратах. Во времена денди анилин добавляли в красную и оранжевую краски, используемые для производства главного акцента в образе мужчины — носков. Когда их ноги потели, пигмент разъедал не только обувь, но и кожу, попадая в расширенные поры, а дальше — в кровь. В истории есть несколько задокументированных случаев, когда пижонство приводило к летальному исходу, так что мужчин тоже можно назвать жертвами моды. 

Акция организации «Гринпис» прротив использования брендами токсичных материалов

Акция организации «Гринпис» прротив использования брендами токсичных материалов 

Мода с гормональным сбоем

В 2012 году «Гринпис» проверил мужскую, женскую и детскую одежду различных брендов (Zara, Marks & Spencer, Mango, Metersbonwe, C&A, Diesel, GAP) на предмет вредных синтетических веществ в составе. Результаты показали, что изделия почти всех марок содержат этоксилат нонилфенола (ЭНФ) — токсичный компонент, который вымывается из вещей во время стирки и попадает в воду, а затем встраивается в пищевую цепь и влияет на работу гормональной системы. ЭНФ разрушает тонкую эндокринную систему человека и, как следствие, отключает репродуктивную функцию у женщин и мужчин. У одних брендов нет альтернативы тканям с такими вредными веществами, а другие лишь говорят, что они есть, прикидываясь эко-сознательными. И лишь единицы реально пытаются изменить ситуацию. 

Хлопковая плантация

Хлопковая плантация

Небезопасный хлопок 

Когда я была погружена в тему экологии, я думала, что мне достаточно не покупать вещи из полиэстера и не пить воду из разовых стаканчиков. «Буду носить одежду из стопроцентного хлопка», — решила я, но оказалось, что хлопок тоже наносит вред планете. Чтобы его вырастить нужно огромное количество химикатов, а также регулярная поливка в течение 200 дней. То есть на одну футболку может уходить порядка 2700 литров воды — это огромные ресурсы! Как же придерживаться осознанного потребления, если любой материал так вреден? Да и еще с нашем желанием покупать новую одежду каждый сезон? Лучше бы мы увлекались не шоппингом, а разведением цветов: стало грустно — не пошел в магазин, а посадил фикус. 


Лучше бы мы увлекались не шоппингом, а разведением цветов: стало грустно — не пошел в магазин, а посадил фикус

Я искала футболки из конопли и пальто из экологичной шерсти — они существуют и стоят недорого, но чаще всего выглядят немодно. Поэтому уже год я стараюсь носить только винтажную одежду, а когда мне, как блогеру, присылают вещи в подарок, отказываюсь от всех, кроме 100%-экологичных. В мегаполисе придерживаться осознанного потребления в принципе очень сложно — вся наша жизнь состоит из мелочей вроде пластиковых стаканов и целлофановых пакетов. Можно, конечно, уйти в лес и вести полностью экологичный быт в избушке, но я предпочитаю придерживаться принципа sustainability везде, где это возможно при моем ритме жизни. Я уверена, что если так будет поступать каждый 10-й, брендам придется пойти на уступки, а большие и влиятельные люди, наконец, займутся изменением ситуации.

Рекламная кампания Stella McCartney, снятая на свалке в 2017 году

Рекламная кампания Stella McCartney, снятая на свалке в 2017 году

Рекламная кампания Stella McCartney, снятая на свалке в 2017 году

Рекламная кампания Stella McCartney, снятая на свалке в 2017 году

Как можно исправить ситуацию прямо сейчас?

  • В идеале — отказаться от покупок вообще. Или хотя бы перестать покупать одежду у масс-маркета. В Петербурге много демократичных альтернатив в виде комиссионных бутиков и винтажных магазинов. В конце концов, сшейте что-нибудь себе на заказ!
  • Ставить в приоритет бренды, которые придерживаются этичного производства (Vatnique, Di Ch). У них нет огромных нераспроданных стоков с платьями, футболками, рубашками и пиджаками: вашу вещь вам сделают по спецзаказу и привезут уже через 2-3 дня.
  • Контролировать количество одежды в гардеробе: вещи, которые вам разонравились или потеряли свою тенденциозность, можно отнести в благотворительные магазины «Спасибо!» или сдать в комиссионку. Энергия должна циркулировать!

  • Не гнаться за микро и макро трендами, а найти собственный стиль. Тенденции — это то, что легко продается и покупается, не ведитесь на эту уловку — выбирайте индивидуальное, качественное и вневременное.

Отрывки из лекции «Что нужно знать об эко-моде» на Urban Galeria Fashion Week
Записала Анна Рябова

Фото: архивы пресс-службы

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: