Занимательный экскурс в историю жанра музыкальных шоу. От мейерхольдовского Театра Будущего до «Ленинград Центра».
В «Ленинград Центре» идут последние в этом сезоне показы шоу Illusio. Успеть посмотреть на шоу, в котором смешались все тренды современных музыкальных представлений, можно в пятницу и субботу. Для того, чтобы быть подготовленным к жанру, мы собрали занимательный экскурс в его историю, где свой след оставили Мейерхольд, Бенуа и Акимов.
Мода на эстетские шоу-программы в духе Illusio, где красочное зрелище является главным, появилась в конце XIX века. В топографии культуры того времени они находились на границе искусства и жизни, поэтому отражали происходящее и в художественной сфере, и в светской психологии. Folies Bergère в Париже, Ziegfeld Follies на Бродвее, – на сценах этих театров блистали Фред и Адель Астер, Фанни Брайс, Ив Арден. Первые апологеты жанра не сковывали себя рамками. В формат пышного зрелища укладывались и декламация стихов, и кардебалет, и опера. Зачастую они соединялись в одном спектакле, создавая искрящийся коктейль дистиллированной красоты.
Мейерхольд о своем Театре Будущего: «Новый «театр масок» будет учиться у испанцев и итальянцев XVII века строить свой репертуар на законах Балагана, где «забавлять» всегда стоит раньше, чем «поучать», и где движения ценятся дороже слова».
В Россию искусство дивертисмента пришло в начале XX века со значительными изменениями в формате. Если, например, французские кабаре основывались молодыми бунтарями вдали от «чрева Парижа», то в России «условные театры» организовывались людьми признанными, определявшими в те годы тренды российского искусства. Мейерхольд осуществлял эксперименты в области условного театра, Акимов испытывал новейшие формы сценографии.
«Ведомости» о Троицком театре А. Фокина: «Сцена – как нарядная игрушка, декорации красочные, стиля модерн, ласкающие глаз…».
Интеллектуальная подоплека увеселительных заведений нового формата работала как сито – здесь собиралась только избранная публика. Летом 1909 года на сцене театра Комиссаржевской, труппа которого уехала на гастроли, организовался «Веселый театр для пожилых детей». Ф. Ф. Комиссаржевский, Н. Н. Евреинов от переизбытка времени и таланта ставили комедии, фарсы, оперы и оперетты на потеху светской публики в течение всего лета. Театр-сад «Аквариум», «Летучая мышь», Троицкий театр, «Лукоморье», «Дом интермедий», Литейный театр – все эти очаги высокого легкого жанра стали приметой времени.
«Биржевые ведомости» о «Доме интермедий»: «В зале суетятся лакеи, стучат стаканы, публика курит, рассчитывается с лакеями, встает с места».
Российский высокий легкий жанр пережил кризис в эпоху НЭПа, смешался с балаганом и акробатикой, чтобы предстать к 1928 году в новой ипостаси – «Эстрадный театр цирк», который вошел в историю как Ленинградский Мюзик-Холл. Он пришелся по вкусу публике, ведь тогда светская жизнь требовала чего-то менее формального чем МХТ, но более изящного чем литературно-художественные междусобойчики. Первая постановка «Чудеса XX века, или Последний перевозчик» была больше чем просто опереточный сатирический спектакль меж столиков. Технически сложные элементы, ноу-хау, созданные специально для того, чтобы зрители восторженно аплодировали. В 1937 году театр закрыли как «носителя буржуазного искусства», а новая эра Мюзик-Холла началась спустя 30 лет во Дворце культуры им. Ленсовета благодаря Илье Рахлину.
Илья Рахлин: «Мюзик-Холл – это синтез всевозможных искусств ради одной цели – развлекать публику».
Создатель шоу Illusio Феликс Михайлов исследовал жанр и взял лучшее. Как и у Мейерхольда, в ревю «Ленинград Центра» «забавлять» стоит раньше, чем «поучать», как и у Фокина сцена «Ленинград Центра» – «нарядная игрушка», как у Дунаевского «фабула спектакля позволяет легко и органично вводить эстрадно-цирковые номера при этом не теряя элегантности всей постановки». Но важнее всего то, что современная «светская жизнь вновь требует чего-то менее формального, но более изящного» – такого, как Illusio на сцене «Ленинград Центра».
Комментарии (0)