• Развлечения
  • Музыка
Музыка

Интервью с Херби Хэнкоком

Фото: Дуглас Кёрклэнд
Фото: Дуглас Кёрклэнд

Легенда джаза Херби Хэнкок приезжал с концертом в Петербург. Изобретатель постбибопа, родоначальник эйсид-джаза, автор легендарного альбома Future Shock с треком Rock it, который советский человек узнал из фильма «Курьер», а весь остальной мир просто заслушивал на пластинках. За него Хэнкок получил первую «Грэмми» (из семнадцати!). Еще у него есть «Оскар» за музыку к фильму «Около полуночи». Его дебютный альбом, вышедший в 1962-м году, состоял целиком из написанных им самим произведений — это исключительный случай в мире джаза, где всегда было принято начинать с переигрывания «стандартов». Дебютом в кино стала работа над студенческим фильмом Джорджа Лукаса про молодого пианиста, фильм так и назывался — «Herbie». Последняя работа Хэнкока в кино — это саундтрек к документальному фильму «Occupy L.A.», рассказывающем историю демонстраций и протестных движений в Америке осенью прошлого года. Сайт «Собака.ru» поговорил с Херби Хэнкоком о будущем, классической музыке, слушателях и ближайших планах своего нового лейбла.

Играете ли вы сейчас классическую музыку для себя?
Я недавно исполнял классическую музыку, но не для себя. Раньше играл для себя. Сейчас я играю классику только на концертах.

Кто из классических композиторов вам ближе всего?
Шопен, Равель, Моцарт, Бах, Бетховен — великий, конечно. Сати.

Гленн Гульд в самый расцвет своей карьеры объявил о том, что не будет больше давать концертов и «уходит со сцены» ради записей, с которыми он добивался совершенства любыми средствами. Вы такую философию разделяете?
Эмм... Да, конечно, можно развиваться, не играя для публики, но это совершенно другой внутренний опыт. У вас нет преимущества общения, духовного общения с аудиторией. На концертах вас зажигает жизнь, внутренняя жизнь, которая идет от слушателя. Если вы не исполняете ничего для людей — это крайняя сосредоточенность на себе, интровертная форма. Я верю, что музыка имеет более широкую сферу. Иметь внутренние чувства, конечно, очень важно, но также важно «приглашать» в них слушателя. Отшельник ведь тоже живет, но человек, который живет среди других людей, имеет возможность учиться у окружающих.

Как по вашему может развиваться музыка? Как может развиваться музыкальная форма?
Это сложный для меня вопрос. Мне сложно предсказывать или предвидеть куда музыка «пойдет», но я надеюсь, что музыка будет иметь больше влияния на людей в глобальном смысле. Возможность общения разных культур в музыке сможет создать чувство единства всего мира. Сейчас есть возможность создавать музыку для всего мира. Я думаю, это следующий шаг человека — общность. Сейчас мы просто русские, американцы, англичане, но хорошо бы нам всем стать гражданами мира. Конечно, важно сохранять традиции своей страны, но, тем не менее, мы же уже в XXI веке живем.

«Сейчас мы просто русские, американцы, англичане, но хорошо бы нам всем стать гражданами мира. Мы же уже в XXI веке живем»


Вы не раз говорили, что вас в современной музыке интересует возможность работы с самим звуком. У вас был опыт работы в музыке с компьютером?
Меня всегда интересовала наука. В детстве я был очень любознательным. Если стояли на столе часы, я смотрел на то, как стрелка двигалась, слушал «тик-тик-тик-тик». Конечно, мне хотелось их разобрать, посмотреть, как там все устроено. В колледже я учился на инженера, степень магистра получил.
В электронной музыке я еще ничего толком не делал, но у меня есть такие планы. Следующим моим проектом будет объединить электронных музыкантов и живых музыкантов со всего мира. Также я хочу сделать проект с хип-хоп музыкантами из разных стран. Я думаю, это будет очень интересно. Сейчас я делаю запись вместе с китайским пианистом Лан Лан (однажды Лан Лан исполнил на концерте «Полет шмеля» Римского-Корсакого с помощью приложения на Ipad — прим. И.Л.).

У вас в названиях треков, альбомов часто встречается слово «Future». Что для вас значит будущее, само слово и его идея, суть?
Будущее это, это... (долго думает) Конечно, будущее — это то, что еще не наступило. Но будущее — это еще и то, чего мы не ждем. Мы должны создать это будущее. Очень важно быть вовлеченным в процесс создания будущего, чтобы в дальнейшем иметь мир, который мы хотим. Важно иметь будущее, частичка которого принадлежит именно тебе. Мне очень нравится идея будущего еще и потому, что если мы будем жить в прошлом — это окажет на нас эффект закономерного возвращения (джазовый термин: возвратная импровизация — прим. И.Л.). Многие говорят, что внешний мир воздействует на нас и он сильнее нас, но это иллюзия. Одно и то же обстоятельство для разных людей может иметь совершенно разный эффект: для одного стать толчком вверх, а для другого — падением. Все зависит от вашего ощущения момента. Живя в прошлом, можно стать жертвами прошлого, это жизнь «не в ту сторону». Если мы создаем будущее, то мы, конечно, создаем новое пространство, и живем уже этой, созданной нами, жизнью. Тогда все возможно. Это путь к прогрессу.

Текст: Илья Людевиг

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: