Один из самых откровенных и жестких отечественных режиссеров снял новогоднюю комедию «Страна ОЗ». Василий поделился мыслями о народном кино, новом реализме и о том, что из себя представляет политика.
Сегодня в России есть хорошие арт-фильмы, но совершенно нет достойного мейнстрима. Только тот, которым нерадивые производители шпигуют зрителя, вызывая у него отвращение к русскому кинематографу, а некоторых отупляя.
«Страна ОЗ» как раз народное кино. Просто есть картины, которые изначально снимают ради денег, а есть такие, в которые вкладывают душу, и зритель это чувствует. Вот Боря Хлебников даже предполагает, что фильм станет новым новогодним хитом. Что касается больших бюджетов, я считаю, что бюджет должен быть ровно таким, какого требует лента. Пытаться же сделать «как в Голливуде» — это утопия и нецелевое расходование средств амбициозными режиссерами и продюсерами. В России просто нет рынка сбыта подобной продукции.
Предыдущий мой фильм, «Жить», — жесткий, страшный, но, как ни странно, оставляющий надежду. Его недавно показывали на фестивале психоаналитического кино, и на обсуждении много говорили о таком понятии, как «работа горя», о том, что многие люди не проходят эту стадию реабилитации после утраты и остаются несчастными на всю жизнь. А именно «Жить» помогает эту «работу горя» проделать и жить дальше уже по-другому — психоаналитики нас даже коллегами назвали.
«Страна ОЗ» тоже про надежду, но совершенно другую. Черновое название картины было «Занимательная этология». Еще имелся эпиграф в сценарии: «Этология — наука о генетически обусловленном поведении животных, в том числе человека, и о проблемах его эволюции. Что означает: свинья бобра не родит». Когда фильм был в первых монтажных сборках, такое название подходило как нельзя лучше. Но мы поняли, что получается совсем уж философская комедия, и решили двинуться в сторону зрителя — не упрощать, а создавать более понятный ритм. Тогда же появилось и название «Страна ОЗ».
Второе слово, «ОЗ», пишется прописными буквами, его можно прочитать и как «ноль три». В Новый год скорая помощь часто выезжает по разным поводам. Очень смешно выглядят очереди к хирургам в эту ночь, можно даже документальное кино про это снять. Там такие истории… Кстати, шрифт, используемый в титрах, очень похож на тот, что на вывеске Института Склифосовского. Это случайно вышло, но в конечном счете ничего случайного не бывает.
Изначально была идея сделать фильм по рассказам соавтора сценария Андрея Ильенкова, добавив к его текстам материал, набранный в процессе съемок в самом настоящем киоске,— реакции реальных людей трудно выдумать и нечем заменить. Одного центрального персонажа не было именно потому, что предполагался коктейль из нескольких историй. Но постепенно появилась главная героиня, продавщица Ленка Шабадинова, которую сыграла Яна Троянова. А еще через полгода я понял, что действие должно быть связано с Новым годом, потому что такая концентрация безумия в обыденной, непраздничной жизни просто нереальна.
Многие актеры, прочитав сценарий, отказывались от ролей — боялись потерять приглашения в сериалы и антрепризные спектакли. Я даже показывал им клип, где голливудские звезды всех возрастов пели такую песню про нетрадиционные сексуальные отношения, которой в нашей культуре могут соответствовать разве что самые скабрезные частушки. Мне отвечали: «Им можно». Рабское сознание не обошло стороной даже звезд.
В кадре на пару минут появляется Евгений Ройзман. Он — символ Екатеринбурга. Глава города дляменя не политическая должность, а человеческая, хотя в России это невозможно. Даже бороться с наркотиками и не участвовать в политике у нас не получится. Это дерьмище, каковым является сегодня политика, вообще все вокруг подчинило себе, все в себе изваляло. Ройзману же удалось лишь ботинки пока запачкать, таких людей мало.
Если актер понимает, что делать наплощадке, репетиции ему не нужны. В «Жить» сцену на кладбище с Ольгой Лапшиной мы как раз долго репетировали, но цель была измотать актрису, чтобы она все делала через дикую усталость. Я на репетициях просил партнершу Лапшиной Ирму Арендт виснуть на ней всем весом — иной раз приходится помогать актерам и такими способами.
Гражданская позиция и политика — вещи разные. Например, посадить Олега Сенцова — это политика, а подписать письмо в его защиту — гражданская позиция. Политикой кинематограф заниматься не имеет права, так как он будет обслуживать что-то конкретное: партию, человека, часть общества. Но были и здесь интересные примеры — фильмы Лени Рифеншталь, например.
Моя следующая картина будет не хоррором, как некоторые неправильно пишут, а зомби-апокалипсисом, который включает в себя и экшен, и ужасы, и социальную драму. Это такой уникальный жанр, что он даже комедию внутри себя подразумевает. Любимейший мой жанр, кстати.
«Страна ОЗ». С 3 декабря
Комментарии (0)