• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Выставка AES+F «Предсказания и откровения»: технократический матриархат, шатер и Светлана Светличная

22 сентября в «Манеже» последний день работает ретроспектива группы AES+F — главных оракулов отечественного искусства. Под самоироничным заголовком «Предсказания и откровения» собрали главные хиты художников с середины 90-х до 2019 года: наделавший шуму после теракта 11 сентября «Исламский проект», олицетворение «тучных нулевых» «Пир Трималхиона» и видеоряд к радикальной версии оперы «Турандот». «Собака.ru» составила иллюстрированный гид по ретроспективе, на которую еще можно (и нужно!) успеть. 

Группу АЕС+Ф (AES+F) образовали художники Татьяна Арзамасова, Лев Евзович и Евгений Святский в 1987 году, название коллектива сложилось из их инициалов. В 1995 году к ним присоединился фотограф Владимир Фридкес, снимавший для VOGUE, Harper’s Bazaar, ELLE — так появилась последняя буква Ф. Арзамасова и Евзович занимались концептуальной архитектурой, а Святский книжным дизайном, в конце 80-х они создали книгу для театрального режиссера Анатолия Васильева — графический эквивалентом спектакля. С этой книгой художники впервые поехали в США в 1989 году и с тех пор работают вместе. Сейчас у AES+F есть мощная студия видео-продакшена, которой занимаются в том числе их собственные дети, среди коммерческих проектов — реклама для Fendi.

AES+F умело препарируют явления, раскрученные медиа в погоне за духом времени. В 90-е это были дети в модельном бизнесе, «исламская угроза», гибель Принцессы Дианы. В 2000-е — страх перед массовым увлечением компьютерными играми, а также расцвет общества потребления и так называемая эпоха гламура (помните, тогда Ксения Собчак была «Блондинкой в шоколаде»?) Сейчас — движение #metoo и паника по поводу грядущего матриархата. Именно поэтому AES+F будут всегда актуальны — мы продолжаем обессивно-компульсивно потреблять медийный трэш, для которого у художников есть подходящая высокотехнологичная арт-упаковка.

Предыдущая ретроспектива группы проходила в Петербурге ровно 12 лет назад в Мраморном дворце. В том же, 2007 году они представляли Россию на Венецианской биеннале с видеоработой Last riot — до этого группа не занималась видео. На выставке «Предсказания и откровения», созданной при поддержке московской галереи «Триумф», покажут сразу 5 их видео-работ — для каждого выстроен отдельный комфортный кинозал, поэтому несколько часов просмотра проходят незаметно.

AES — СВИДЕТЕЛИ БУДУЩЕГО. ИСЛАМСКИЙ ПРОЕКТ
1996–2003 год

Проект, с которого начался международный успех группы. В середине 90-х медийное пространство США и Европы подогревалось рассуждениями об «Исламской угрозе». В 1996 году вышла книга «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» Сэмюэла Хантингтона, который анализировал последствия демографического взрыва в исламских странах для европейской цивилизации. AES+F иронизировали над паникой в серии коллажей о будущем: «одели» Статую Свободу в чадру, музей Гуггенхайма «оснастили» минаретом, а на Красной площади, рядом с прибитыми к столбу кистями рук, посадили банду бородатых мужчин с автоматами. 

AES+F устроили промо-кампанию серии — распространяли среди членов арт-сообщества открытки с работами «Исламского проекта». Художники вспоминают, что когда они пришли в нью-йоркский Музей Гуггенхайма на встречу с куратором, то его на столе как раз увидели свои «промо-материалы». После крушения башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года AES+F приобрели репутацию арт-пророков, хотя до этого американский зритель воспринимал коллажи с верблюдами на фоне небоскребов скорее как неприличную шутку.

Проект существует в двух вариантах. Первый — «AES Туристическое агентство путешествий в Будущее» — поддельный офис с типичными предметами и картинками из серии на плакатах, открытках, кружках, коврах, футболках и т. д. В этом виде работы впервые показали в галерее Марата Гельмана в 1996 году. Второй вариант — инсталляция под названием «Оазис», ее привезли в «Манеж». Зрителям предлагается зайти в узорчатую бедуинскую палатку (без обуви, конечно) и сидеть на коврах и мягких подушках. Именно в такой атмосфере художники показывают коллажи с минаретами на здании сиднейской оперы и прочие провокационные картинки из 90-х, напечатанные на шелке.

ACTION HALF-LIFE
(2003–2005 годы)

Если «Исламский проект» был ответом на анти-исламскую истерию, то Action Half-Life работает со страхом перед виртуальным миром игр-шутеров. Помните ток-шоу и газетные колонки начала 2000-х, где нагнетали родительскую панику по поводу детской агрессии, вызванной компьютерными играми? В апреле 1999 года два подростка расстреляли 13 человек в школе «Колумбайн» в Колорадо, среди виновных в трагедии обвинили в том числе создателей игры Doom, которую любили школьники. «Коммерсант» в 2002 году писал: «Результаты некоторых исследований показывают, что дети, которые в течение длительного времени играют в игры, содержащие элементы насилия, более агрессивны в поведении, чем их сверстники, предпочитающие иное, чем сидение перед компьютером, времяпрепровождение». 

На фотографиях AES+F — дети из модельных агентств в белых шортах и майках в пейзажи Синайской пустыни, похожие на место съемок «Звездных войн». Модели профессионально застывают в неестественных позах, имитируя мизансцены академической живописи о богах и героях. При этом с самой игрой Half-Life и ее более поздней версией Action Half-Life работы аеэсов не имеют очевидных смысловых и визуальных параллелей. Half-Life — шутер от первого лица, который вышел в 1998 году. Действия разворачивается в сверхсекретном исследовательском центре, где главный герой — физик Гордон Фримен — должен выбраться из комплекса после взрыва, из-за которого на Землю пробрались инопланетные силы. 

Сами художники описывают идею проекта так: «Наши герои — подростки, переживающие самую героическую фазу жизни. <...> Они настолько отчуждены, что ничто, даже их обычное виртуальное поле битвы, не мешает им отдаться сугубо личному подвигу, обеспечить победу над врагом — врагом, которого не существует. Движущей концепцией этого проекта является наша постоянная попытка выделить «геном героизма» из сегодняшнего мира мерцающей реальности». В «Манеже» показывают менее известную вариацию Action Half-Life — бронзовые скульптуры вооруженных детей, похожие на занимающуюся йогой Кейт Мосс Джеффа Кунса.

LAST RIOT («Последнее восстание)
(2005–2007 годы)

Первая работа из трилогии о рае, аде и чистилище под названием The Liminal Space. Тема и эстетика практические такая же как в работе Action Half-Life, но есть нюанс. «Последнее восстание» — это «ад», где в фантастическом ландшафте компьютерной игры бесконечно сражаются друг с другом подростки-модели. Однако попытки умертвить противника не заканчиваются пролитой кровью — так же как и в кибер-пространстве смерть — только условность. «Это мутировавший мир, где застыло время, где все прошлые эпохи сосуществуют друг с другом, где жители утратили свой гендер и стали ближе к ангелам. Мир, где самые тяжелые, смутные или эротические фантазии обращаются в искусственную, зыбкую 3D перспективу. Герои этой новой эпохи имеют только одну идентичность, идентичность боевика последнего восстания». 

Герои застывают в позах, подсмотренных в классической живописи, а Last Riot сравнивают с работами позднего Караваджо и художников маньеризма. Это немного странно: да, на фотографиях AES+F тоже красивые подростки, но совсем другой колорит — много оттенков розового и сиреневого, а у Караваджо — активный томато-красный, коричнево-желтый. Итальянский художник в период своего расцвета не изображал фигуры в солнечном освещении, источник света одни участки выделял, а другие оставлял в темноте, то есть появлялся контраст, который становится гротескным у маньеристов. В «Последнем восстании» нет сильного контраста, поэтому сравним его, например, с барочной живописью Джованни-Баттиста Тьеполо, у которого цветовое и световой решения похожи, а позы героев такие же театральные и немного неествественные, как у моделей AES+F.

В «Манеже» покажут «Последнее восстание» в трех медиа: фото, скульптуре и видео. Последнее впервые показали на Венецианской биеннале 2007 года, в российском павильоне, который тогда курировала Ольга Свиблова. Специально для биеннале фотоработы анимировали — поэтому видео выглядит несколько корявым, как будто у вас тормозит и глючит компьютерная игра. Кибер-умерщвление происходит на фоне полупустынного виртуального пейзажа, где бесконечно валятся в обрыв поезда, крутятся карусели и колесо обозрения, а на передний план периодически вылезает «пасхалочка» — сношающиеся белые мыши. Кстати, треш-стилистика несовершенной компьютерной графики начала 2000-х — все еще популярное эстетическое решение. На последней биеннале в Венеции в основной программе показывают видео Джона Рафмана Dream Journal, созданное в любительском 3D-редакторе, где главные герои сомнамбулически бродят среди кошмарных персонажей — почти как в «Божественной комедии» Данте (AES+F тоже вдохновлялись ею).

ПИР ТРИМАЛХИОНА
2009–2010 годы

«Пир Трималхиона» в трилогии отвечает за рай. За основу AES+F взяли одноименную главу из произведения «Сатирикон» Гая Петрония Арбитра — автора времен императора Нерона. Трималхион — разбогатевший вольноотпущенник, который рвется в «высший свет». На собственном пиру он обходителен с такими же невежественными гостями, но жесток со слугами, хотя сам — вчерашний раб. Одна трапеза сменяет другую, из пирожных бьют фонтаны шафрана, а кудрявые юноши орошают ноги пирующих духами из серебряных флаконов.

Роскошь римских пиров и прочих античных праздненств — популярный в искусстве сюжет, их изображали еще на фресках в домах патрициев. «Пир Трималхиона» AES+F восходит к эстетике масштабных, многофигурных, историко-аллегорических полотен конца 19 века. Вспомним, «Розы Гелиогабала» Лоуренса Альма-Тадемы 1888 года или, чтобы далеко не ходить, «Фрину на празднике Посейдона» академиста Генриха Семирадского из Русского музея. Если бы технически совершенный в искусстве живописи Вильям Бугро жил в 21 веке, он сделал бы из своей «Юности Вакха» многоканальное видео. Идея «Пира» пришла к художникам AES+F во время отдыха в отеле «Хайат» в Синае. На барельефе, который украшал здание гостиницы, была изображена сцена мумификации фараона — копия росписи гробницы в Долине царей. Манипуляции с телом фараона напомнила аеэсам работу массажиста на террасе «Хайата» — паззл сложился.

«Пир Трималхиона» — это видео-панорама красивого разложения на сказочном острове, где белоснежные пляжи перетекают в горнолыжные трассы. Отдыхающие в белых одеждах — намек на облик праведников в Эдемском саду — медленно и печально растекаются по шезлонгам в нарочито неудобных позах. Вышколенный персонал подносит гастрономические изыски, но никто ничего не ест — наслаждение телесным и материальным полностью отсутствует, не то что в античном оригинале. Даже гладят друг друга герои понарошку — не касаясь друг друга. Среди 57 актеров видим любимца AES+F — модель, а теперь и художника Данилу Полякова, а также актера с аристократической внешностью Андрея Руденского, к сожалению, известного широкой публике по унылым сериалам начала 2000-х. В видео мелькает и Никита Панфилов, который сыграет (по иронии судьбы) в сериале «Сладкая жизнь». Главная звезда «Пира» — Светлана Светличная, ставшая олицетворением порочного западного образа жизни для миллионов советских граждан в «Бриллиантовой руке». Она проводит время в компании накаченного сотрудника отеля, одетого в наряд некоего африканского племени — в перья и меховую набедренную повязку. Через пару лет Ульрих Зайдль выпустит свой фильм «Рай: любовь» про секс-туры пожилых европеек в Кению.

Игра в гольф и оздоровительные процедуры прерываются волной цунами, которая накрывает отдыхающих и обслуживающий персонал, чтобы затем отступить — вечеринка не должна прекращаться. Это напоминание о стихийных бедствиях, тайфунах и ураганах на курортах Европы и Юго-Восточной Азии, например, во время цунами на курортах южного Таиланда в декабре 2004 года погибло 6 тысяч человек. 

Allegoria Sacra. Jungle Elegy, 2012 год

Allegoria Sacra. Jungle Elegy, 2012 год

Allegoria Sacra. Snow Elegy, 2013 год

Allegoria Sacra. Snow Elegy, 2013 год

ALLEGORIA SACRA
2011–2012 годы

Более 5 столетий прошло с момента создания работы Allegoria Sacra Джованни Беллини, а исследователи все еще не могут понять ее смысл — не понятно, что связывает между собой персонажей полотна. Среди образов картины: Святой Себастьян, Мадонна, кентавр, маленькие дети, играющие вокруг дерева в центре, сарацин-мусульманин, человек с мечом, напоминающий апостола Павла, полуголый старик, напоминающий Иова. В начале 20 века появилась версия, что Беллини обращался к «Божественной комедии» Данте и французской мистической поэме «Паломничество души». Из этих произведений он взял образ Чистилища на берегах рек Стикс и Леты, где души праведников, добродетельных язычников и младенцев, умерших до крещения ждут божественного решения: попадут они в рай или в ад.

Этой трактовки придерживаются и AES+F, которые помещают героев своей Allegoria Sacra в современное Чистилище — зал ожидания огромного международного аэропорта. Толпа мусульманских мигрантов соседствуют с хозяйкой дорогой сумки, а усыновленные дети обеспеспеченных пар — с бедными исламскими детьми. «Например, Святой Себастьян у нас стал таким европейским туристом, с рюкзаком и с пирсингом, который путешествует там где-то по Индии – как раз из его рюкзака выползает эта сколопендра экзотическая. А Святой Павел – такой бородатый человек с мечом — у нас стал американским полицейским», — комментирует работу Лев Евзович.

Скинхед с бейсбольной битой, чернокожий пастор и остальные попутчики засыпают рядом на неудобных металлических сидениях и погружаются в сон, который образует собственную мифологическую реальность. Суперлайнер-Дракон приземляется на заснеженную посадочную полосу; каннибалы в джунглях танцуют с дамами, а старик Иов преварщается в младенца-мутанта с помощью ангелов-стюардесс, одетых как в фильме Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея». В интервью журналу «Диалог искусств» в 2016 году Татьяна Арзамасцева назвала Allegoria Sacra любимой работой трилогии, близкой к идеалу «за ее интеллектуальную сложность и гипервизуальность».

Ангелы и Демоны
2009 год

Перед открытием предыдущей петербургской ретроспективы AES+F в Петербурге в 2007 году, во дворе Мраморного дворца появилась скульптура девочки с азиатскими чертами, оседлавшей тиранозавра. Она составила пару «бегемоту на комоде» — то есть памятнику Александру III скульптора Паоло Трубецкого. Современная скульптура во дворе музея спровоцировала скандал, в газетах писали: «В качестве образца прекрасного группа АЕС привезла в Питер статую «Первый всадник»: шестиметрового тираннозавра, на котором сидит нечто, более всего напоминающее жертву аборта марсианина». Говорят, что подарок галереи «Триумф» возмутил тогдашнего губернатора Валентину Матвиенко, поэтому ее спрятали в брензентовый короб и вновь открыли только в 2015 году. Ситуация анекдотическая: в 1937 году монумент императору, который современники прозвали «царь-жопа», убрали в запасники Русского музея, а до этого публично высмеивали. Постмодернисткая шутка удалась — «пощечина общественному вкусу» 100-летней давности смотрела на современную.

С «Первого всадника» началась серия «Ангелы-Демоны», в основе которой, как всегда у AES+F, классический для искусства сюжет — «Апокалипсис», откровение Иоанна Богослова из Нового Завета. В тексте описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю. Девочка на тиранозавре — это интерпретация «девы на звере», «вавилонской блудницы», которую обычно изображают с чашей в руке (символ разврата, блудодейства) и верхом на многоголовом чудище. Парад ангелов и демонов из откровения Иоанна художники воплотили в серии фигур младенцев с хвостами и крыльями. В интервью Look at me 2016 года Евгений Святский рассказывает о восточных чертах новорожденных: «Мы наделили младенцев неевропейской внешностью, поскольку нам представляется, что христиан-европейцев должны будут судить представители других этносов (т.к. христианство, в основном, все-таки европоцентричная религия)». То есть после «Исламского проекта» AES+F продолжили издеваться над страхами белых европейцев перед другими цивилизациями. «Мы представляем апокалиптический парад, который не является концом старого мира. Это начало нового».

Произведения создавались специально для фестиваля lille3000 в Лиле в 2009 году. Черные блестящие фигуры из файбергласса на красных подиумах стояли на главной улице города, где в Средневековье жил поэт и теолог Алан Лилльский. В интервью художники рассказывают, что Алан Лилльский занимался интерпретацией библейского «Апокалипсиса», поэтому «Ангелы и демоны» на лилльских улицах — мостик между прошлым и будущим. И хотя приписываемое теологу авторство Apocalypse of Golias опровергнуто исследователями, метафора у AES+F получилась красивая.

Inverso Mundus, Стоп-кадр, 2015 год

Inverso Mundus, Стоп-кадр, 2015 год

Inverso Mundus, Стеллаж #1-4, 2015–2017 годы

Inverso Mundus, Стеллаж #1-4, 2015–2017 годы

INVERSO MUNDUS
2015–2017 годы

Премьера этого 3-х канального 40-минутного видео состоялась на 56-й Венецианской биеннале в 2015 году. И опять — иллюзия на искусство прошлого: AES+F проецируют сюжет понравившейся гравюры XVI века, где нищий подает богачу, а рыба ловит рыбака, на современные социальные реалии. Модель и художника Данила Поляков в образе дворника сначала разливает из шланга нечистоты, вместо того, чтобы их убирать, а затем садится в кресло топ-менеджера корпорации в роскошном офисе из стекла и бетона. Яппи в костюме (которого тоже играет Поляков) идет тусоваться у мусорного контейнера. Агрессивная свинья подвешивает мясника и снимает ломтик за ломтиком — словно готовит шаверму. Кстати, сами художники рассказывают, что из-за этого эпизода получили много благодарственных писем от молодых американских «зеленых».

Самый провокационный сюжет видео касается объективации мужчин. В «перевернутом мире» женщины всех национальностей и возрастов — от школьниц до пожилых леди — колесуют и «измываются» над идеальными красавцами. Хотя их «пытки» больше похоже на ласки в адрес домашних животных, а острые спицы и болторезы проходят по касательной к красивым телам. Сами орудия пыток напоминают минималистичную мебель в скандинавском стиле от IKEA. «Образ дамы, одетой, как для посещения оперы, тут был важен. Вместо замученных жертв Сред-невековья, какими были «ведьмы» в руках инк-визиции, они для нас величественные divine. Мужчины-«жертвы» – это скорее объекты жен-ских манипуляций, и они выглядят либо робкими клерками без пиджаков, либо безвольными и индифферентными юношами в джинсиках», — объясняла Татьяна Арзамасцева в интервью «Диалогу искусств». Сами AES+F видят в эпизоде с «колесованием» мужчин «предсказание» начала движения #metoo, которое началось в 2017 году.

ТУРАНДОТ
2019 год

В январе в Палермо состоялась премьера новой радикальной интерпретации оперы Джакомо Пуччини «Турандот» — над постановкой совместно работали режиссер Фабио Черстиче и группа AES+F. Опера основана на одноименной сказке Карло Гоцци, главная героиня которой китайская принцесса Турандот загадывает многочисленным женихам 3 загадки, а после неправильного ответа — казнит. В итоге одному из претендентов удается найти правильный ответ и растопить сердце мужененавистницы — побеждает любовь, все женятся. В новой версии действие перенесено в Пекин 2070 года — столицу разросшейся до гигантских размеров многонациональной Китайской империи, искусственные ландшафты которой наполнены биоморфными архитектурными формами. Во главе этого государства будущего — Принцесса Турандот, установившая в государстве радикальный техноматриархат. Хор играет роль испуганной и оболваненной массы, доходящей в своем обожании принцессы до идолопоклонства.

В «Манеже» оперу покажут в видеозаписи — в затемненном зале даже повесили красный занавес, чтобы погружение было максимальным. Заглавную партию в постановке исполняют Татьяна Мельниченко и Астрик Ханамирян. Кстати, постановку осуществили при поддержке «Лахта-центра», поэтому скрестим пальцы и будем надеяться на премьеру в Петербурге.


AES+F
Предсказания и откровения
Выставочный зал «Манеж»
19 июня–22 сентября

Фото предоставлены галереей «Триумф»

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: