• Развлечения
  • Искусство
  • News
Искусство

Поделиться:

«Троица» Андрея Рублева передана в безвозмездное пользование Троице-Сергиевой лавре

По словам Патриарха Кирилла, это «историческое событие» — сегодня он вместе с министром культуры Ольгой Любимовой подписал соглашение о передаче иконы между Третьяковской галереей и Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. Ранее «Троица» Рублева была вывезена из Третьяковской галереи и выставлена для поклонения в Храме Христа Спасителя. 

Решение о передаче «Троицы» — одной из двух сохранившихся работ, которые достоверно принадлежат Андрею Рублеву, — принято президентом России Владимиром Путиным, как сообщают в РПЦ, «в ответ на многочисленные просьбы православных». Икона была выставлена для поклонения в Храме Христа Спасителя 4 июня — на православный праздник Троицы. Там она останется в течение года, а затем займет историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

О серьезных рисках утраты иконы, имеющей важное культурное значение, предупредила директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева. «Она может быть просто утрачена, она может развалиться на части: там три доски, и они не очень хорошо скреплены между собой. [...] Эта икона никогда не была представлена как чудотворная. "Троица" — это главный русский вклад в христианскую иконографию, [основное в ней] — не религиозное значение, а значение искусствоведческое», — приводит ТАСС ее слова.

12 июля патриарх Кирилл и министр культуры России Ольга Любимова подписали соглашение о передаче иконы в безвозмездное пользование Троице-Сергиевой лавре. Патриарх назвал это «историческим событием»: «Мы сегодня символически свидетельствуем о том, что страна живет в иное время, в иную эпоху. Прошло — надеемся, безвозвратно, — то время, когда святыни изымались из церкви, и наступило время, когда церкви возвращаются святыни, даже представляющие огромную культурную, историческую ценность. И документ, который мы сегодня подписали, свидетельствует очевидным образом о том, что безвозвратно ушла в прошлое та страшная эпоха, когда под видом изъятия церковных ценностей изымались святыни земли Русской и народ наш лишался возможности возносить перед ними свои молитвы. Сердечно благодарю Вас и в Вашем лице все Министерство культуры, все Правительство Российской Федерации. Дай Бог, чтобы именно так, а не иначе развивался церковно-государственный диалог на благо нашего Отечества и на благо нашего народа».

Скриншот на YouTube-канале Третьяковской галереи

Произведение датировано XV веком, точные сроки написания неизвестны: это либо 1411 год, либо период с 1425-й по 1427 года. Икона выполнена темперой по дереву и является самым знаменитым произведением Рублева, а также одной из двух — вместе с фресками в Успенском соборе во Владимире — сохранившихся работ, которые, как считают ученые, достоверно принадлежат ему.

До революции «Троица» находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Икону передали реставраторам в 1917 году, в собрание Третьяковской галереи произведение поступило в 1929-ом. Проблемы с сохранностью «Троицы» начались сразу после ее раскрытия от оклада в 1918-1919 годах. Дважды в год, весной и осенью, во время повышения влажности в Троицком соборе икона переносилась в так называемый Первый иконный запас, или палату — такие перемещения и изменения температурно-влажностного режима ввиду этого оказывали влияние на состояние «Троицы».

На длительное время икона покидала стены Третьяковки только в 1941 году — во время эвакуации в Новосибирск, где экспонаты галереи были размещены в здании Оперного театра. 17 мая 1945 года «Троица» вновь была выставлена в открывшихся после ремонта залах галереи. В 2007 году «Троицу» вывозили в здание Третьяковки на Крымском Валу для выставки «Европа — Россия — Европа» — несмотря на то, что перемещение происходило в пределах Садового кольца, проблемный кусок доски сместился, и его пришлось укреплять.

«Троица» Андрея Рублева после возвращения в Третьяковскую галерею
Государственная Третьяковская галерея, t.me/GT_Gallery

«Троица» Андрея Рублева после возвращения в Третьяковскую галерею

В 2022 году прроизведение искусства XV века было вывезено из выставочного пространства впервые с 1941 года по случаю 600-летия обретения мощей святителя Сергия Радонежского. Против выступали сотрудники музея, реставраторы и искусствоведы, которые видели в долгой транспортировке риски для иконы. Главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова отмечала, что до того как «Троица» была вывезена на богослужение, расширенный реставрационный совет заявил о «невозможности выдачи уникального памятника русской и мировой культуры за пределы Третьяковской галереи, где она находится в стабильных условиях и в режиме полного покоя». После возвращения на иконе обнаружили 61 «существенное изменение»

Позже председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов предложил прописать механизм передачи церквям икон, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, так как «это объекты поклонения, это не художественные произведения в классическом смысле». А в РПЦ предложили безвозмездно передавать церквям святыни из музейных собраний

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: