• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Что такое AR в стрит-арте? Рассказывает Анастасия Владычкина из группы «Явь»

«Собака.ru» продолжает ликбез по главным явлениям в совриске прямо сейчас. Мы уже разобрались с NFT и Art&Science. Теперь рассказываем про технологию дополненной реальности или AR (Augmented Reality). Одна из его евангелисток — Анастасия Владычкина. Практикующая юристка — лидер петербургской стрит-арт-группы «Явь», известной муралом «Женская власть» и огромным ковшом «Большой медведицы», нарисованным на снегу. Главный проект для Анастасии сейчас — приложение AR Hunter, которое дает закрашенному уличному искусству «бессмертие» в дополненной реальности.

Жилет, пиджак и брюки Claudie Pierlot

Жилет, пиджак и брюки Claudie Pierlot

Сотрудничество с девелоперскими компаниями не мешает ее группе делать социальные высказывания: реакцией на арест Алексея Навального стал рисунок с

Сотрудничество с девелоперскими компаниями не мешает ее группе делать социальные высказывания: реакцией на арест Алексея Навального стал рисунок с иконкой телефонной батареи с «красным», почти закончившимся, зарядом и подписью «Терпение».

Терешкова: через тернии к звездам. Cпб, 2019

Терешкова: через тернии к звездам. Cпб, 2019

Осенью 2019 года нам пришла идея проекта, который нельзя было реализовать на городских стенах — слишком острая тема, которую бы никто не согласовал, а полиция просто забрала бы нас во время работы. Я знала о технологии дополненной реальности и решила, что надо делать проект в AR — заодно позлить чиновников и коммунальщиков, которые не смогут закрасить работу. Пару месяцев я искала разработчиков и анализировала уже имеющиеся AR-приложения для стрит-арта: обычно под каждое произведение делают отдельное приложение. У него максимум 500 скачиваний и узкая аудитория — поклонники одного художника. На поверхности лежала идея сделать приложение-экосистему, куда любой уличный художник может «залить» свою закрашенную работу и дать ей вторую жизнь в дополненной реальности. В приложение можно добавить не только уничтоженный стрит-арт, но и многое другое: анимации к существующим работам; произведения, которых никогда не было в реальности; игры и многое другое.

В AR Hunter мы создаем дополненную реальность как настоящую, поэтому кураторского отбора нет — добавим все работы, которые прямо не противоречат УК РФ. Главная проблема — нехватка времени, поэтому сейчас «в очереди» стоят 500 произведений уличного искусства. Чтобы работа попала в наше приложение, нужна фотография места, где она находилась. Любая не подойдет — нужна «метка», чтобы «зацепить» технологию распознавания: табличка, дверь, забор. Если стена абсолютно голая, то надо посмотреть, есть ли сбоку рекламный баннер или вывеска магазина. От некоторых работ нам приходится отказываться, потому что метка не «считывается». Есть и такая проблема: мы «зацепили» картинку в AR за вывеску, а потом ее убрали — работу посмотреть уже нельзя, но такое бывает крайне редко

Первая версия AR Hunter появилась в октябре 2020 года, в марте выпустили обновление со 100 работами 40 художников (Slava Ptrk, Андрей Люблинский, Евгений Мулук и другие) в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде и Нижневартовске.

Кроме того, мы придумали спецпроект «Знаки» — «прицепили» к дорожным знакам работы стрит-артистов, чтобы приложением могли пользоваться люди по всей территории России, Украины, Беларуси, Казахстана, Молдовы. Еще один спецпроект — «Метро»: при наведении телефона на стандартную входную дверь метрополитена появляется легендарная работа Паши 183 с омоновцами за металлическими щитами.

Сейчас в команде AR Hunter три человека: я; мой деловой партнер, экономист Павел Орлов — он занимается финансовой частью, тестированием; и студент последнего курса университета Александр Клепов. Кстати, он пишет дипломную работу про наше приложение. Мне повезло, что я нашла идейного программиста, который бесплатно сделал первую версию AR Hunter. В коммерческой разработке это стоило бы два-три миллиона рублей. Мы продолжаем вкладывать в проект собственные деньги, а инвестиции на вторую версию я получила от поклонника «Яви». Сначала мы выполнили для него коммерческий заказ на мурал, потом начали общаться. Когда вышла первая версия приложения, то он сам обратился с предложением проинвестировать проект. Монетизировать AR Hunter будем через коммерческие размещения объектов, создание уникальных авторских квестов, для стрит-артистов и охотников за стрит-артом приложение всегда будет бесплатным.

Приложение AR Hunter, Анастасия Владычкина

Приложение AR Hunter, Анастасия Владычкина

 

Приложение AR Hunter, Анастасия Владычкина

Приложение AR Hunter, Анастасия Владычкина

 

За год работы над AR Hunter я здорово прокачалась в «матчасти»: работаю с Unity (среда разработки компьютерных игр, которую используют для AR-разработки. — Прим. ред.), могу интуитивно решить проблемы, с которыми иногда не сразу может разобраться разработчик, могу сама тестировать приложение и постоянно учусь. Понимание архитектуры приложения для основателя стартапа очень важно: ты должен уметь общаться с командой разработки, правильно ставить задачи, понимать, какие фичи возможно реализовать, а какие — нет. Мы нашли крутой акселератор стартапов, который не инвестирует в проекты, если их основатель не технический специалист — слишком велики риски. Мне самой необходимо дорасти до уровня разработчицы — проблемы в этом не вижу, к тому же в школе я любила физику и математику.

Нехватка времени — это творческое сито «Яви», через которое проходят только проекты, в которых мы не сомневаемся. Характерный пример — работа «Терпение» или проект в дополненной реальности, с которого и начался AR Hunter. Мы планируем его токенизировать и продавать как NFT-токен. Я не могу не делать стрит-арт: это как наркотик — чем бы я ни занималась, параллельно в моей жизни будет «Явь». Когда в голове крутится крутая идея, а мы ее не реализуем, то начинается настоящая ломка.

Меня вдохновляют истории Павла Дурова, Стива Джобса, Илона Маска. Но у меня другие цели: Маск хочет полететь на Марс, а я хочу в соседнюю галактику. У писателя Питера Гамильтона есть книга «Звезда Пандоры» о жизни в 2380 году, когда человечество научилось путешествовать на большие расстояния и жить вечно — и это не утопическое общество, где все друг другу улыбаются, в этом мире есть всякое. Вот такого будущего я хочу для человечества. Изучение Вселенной и космоса — для меня самое важное занятие в мире.


Стрит-арт в AR

В 2017 году Snapchat установил в Центральном парке Нью-Йорка копию скульптуры Balloon Dog Джеффа Кунса в дополненной реальности. Через неделю художник Себастиан Эррасурис «прицепил» к этим координатам свою версию, но покрытую граффити-тегами. В 2019 году стрит-артист Владимир Абих и разработчик Филипп Гузеев создали первую в мире граффити-игру в дополненной реальности Tag Wars. Если навести смартфон на работу — она находится во дворах ДК Газа— можно сыграть в крестики-нолики с другими пользователями или с программой.

Текст: Александра Генералова

Фото Анастасии: Маргарита Смагина

Креативный продюсер и стилист: Лима Липа

Визаж и волосы: Евгения Сомова

Свет: Skypoint

 

Материал из номера:
Апрель
Люди:
Анастасия Владычкина, Владимир Абих

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: