• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Кто дарил Малевича и Уорхола Русскому музею? Что и как смотреть на выставке «Дары» к 125-летию музея

Русский музей празднует юбилей масштабным проектом о дарителях: от Николая II до сестры Филонова и молодых петербургских художниках — благодаря им пополнялось собрание музея. Редактор рубрики «Искусство» «Собака.ru» Генералова Александра объясняет как смотреть нашпигованную шедеврами и незаурядными неизвестными произведениями выставку, которая раскинулась на 4 дворца. И главное — почему из проекта не вышло мощного высказывание о судьбах музейной коллекции.

Экспозиция выставки «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2019. Избранное» в Корпусе Бенуа. Фото: пресс-служба Русского музея

Экспозиция выставки «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2019. Избранное» в Корпусе Бенуа. Фото: пресс-служба Русского музея

Дарители как новый черный 

Круглая дата для любого крупного музея — бенефис, возможность сфокусировать на себе внимание власти и СМИ, а также подкорректировать собственный имидж в глазах общественности. Так, например, Эрмитаж в юбилейный год запустил к себе биеннале Манифеста 10 — дав понять, что за современным искусством надо идти в Главный штаб. Русскому музею не повезло: аккурат к праздничной декаде начался карантин. Вместо выставок и светских мероприятий — наскоро придуманные и снятые онлайн-экскурсии. Главный проект года «Дары. Избранное» о дарителях как драйвере развития музейной коллекции открывают на пару месяцев позже и с ковидными ограничениями: необходимо записываться на определенный сеанс через интернет, причем на каждую из 4 частей выставки в 4 дворцах — билет отдельный. 

Сама идея построить монументальную четырехчастную экспозицию с 1500 работами, вокруг собирателей и/или дарителей — абсолютно в духе времени, например 2019 год в Эрмитаже был официально назван годом коллекционера. «Братья Морозовы» в Главном штабе и «Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском музее, «Личный выбор» в Музее Гараж и совсем недавние скандальные «Дары Марата» с подарками от Марата Гельмана в Третьяковской галерее — это уже тенденция. На прошлогодних  «Трех коллекциях» в том же Русском показывали прекрасных Бориса Григорьева, Наталью Гончарову и Малевича и многих других из частных собраний — зрителям не верилось, что эти вещи висят на стене в чьей-то квартире.

Экспозиция выставки «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2019. Избранное» в Корпусе Бенуа. Фото: пресс-служба Русского музея

Экспозиция выставки «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2019. Избранное» в Корпусе Бенуа. Фото: пресс-служба Русского музея

Экспозиция выставки «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2019. Избранное» в Корпусе Бенуа. Фото: пресс-служба Русского музея

Экспозиция выставки «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2019. Избранное» в Корпусе Бенуа. Фото: пресс-служба Русского музея

«Подсвечивать» имена ныне живущих коллекционеров и чтить память ушедших — дальновидно, ведь в современной России достаточно людей, которым есть что оставить музеям. Во вступительной статье каталога рядом с Александром III и сыном его Николаем II, княгиней Тенишевой, советскими коллекционерами Борисом Окуневым и братьями Ржевскими упоминается меценат и генеральный директор «Сибура» Михаил Карисалов. 564 имени жертвователей прекрасного идут сплошной стеной текста на баннерах, размещенных на выставке. Они сливаются друг с другом, как на братской могиле — и в этом главная проблема проекта: о судьбах даже самых значимых дарителей и самом процессе передачи работ нам предлагается узнать самостоятельно. Русский музей как всегда показывает свои вещи в формате «картины рядочком+экспликация», а сторителлинг и концептуальные построения оставляет на откуп зрителю. Поэтому выставка, к сожалению, не станет таким событием, как, например,  «Ненавсегда» в Третьяковской галере. Попробуем разобраться самостоятельно о чем этот проект и как его смотреть, потому что смотреть его необходимо.

Карл Брюллов. Сон монашенки. 1831. Дар княгини Тенишевой

Карл Брюллов. Сон монашенки. 1831. Дар княгини Тенишевой

Экспозиция выставки «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2019. Избранное» в Михайловском замке. Фото: пресс-служба Русского музея

Экспозиция выставки «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2019. Избранное» в Михайловском замке. Фото: пресс-служба Русского музея

Экспозиция выставки «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2019. Избранное» в Михайловском замке. Фото: пресс-служба Русского музея

Экспозиция выставки «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2019. Избранное» в Михайловском замке. Фото: пресс-служба Русского музея

Масштаб без нарратива

Итак, выставка «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2019. Избранное» занимает 4 дворца, между которыми работы распределены по хронологически-типологическому признаку. Странный ход, когда в центре повествования вроде как должны стоять люди. В Строгановском дворце собрали декоративно-прикладное искусство, гравюры, нумизматику, народное искусство: например, азбуку на фарфоровых тарелках Гриши Брускина и графика мирискусников. В Михайловском замке — древнерусское искусство, живопись и графика XVIII – первой половины XIX веков. Громких шедевров там не будет, поэтому идти стоит если вы действительно цените русскую икону, хороший рисунок и акварели — они там совершенно волшебные, а также семейные портреты в интерьере позапрошлого века. Один из портретов кисти Ореста Кипренского попал в музей из коллекции Рональда Лаудера — сына Эстер Лаудер, основательницы косметической империи, а также бывшего Председателя совета директоров нью-йоркского МоМА.

Пожалуй, самая примечательная фигура из раздела в Михайловском замке — княгиня Мария Тенишева, которая передала свою графическую коллекцию с работами Венецианова и Брюллова музею императора Александра III еще на стадии его формирования. Тенишева — женщина с поразительной биографией для XIX века: от первого мужа она уехала учиться вокалу в Париж, благодаря капиталу второго мужа-промышленника начала собирать коллекцию акварелей, открыла художественную студию, а потом стала одним из спонсоров журнала молодых и дерзких мирискуссников — Александра Бенуа и компании. Сам Бенуа 4 года был хранителем ее собрания и оставил о меценатке крайне желчные воспоминания. В общем-то, Тенишева, которая в конечном итоге создала в семейном имении подобие арт-резиденции, — ролевая модель всех современных покровительниц современного искусства при состоятельных мужьях. Кстати, Михаил Врубель запечатлел даму на одном из своих полотен в образе валькирии.

Руководство Русского музея на открытии выставки в Корпусе Бенуа. Фото: пресс-служба Русского музея

Руководство Русского музея на открытии выставки в Корпусе Бенуа. Фото: пресс-служба Русского музея 

Лучше всего начать знакомиться с выставочным проектом в Корпусе Бенуа, где показывают искусство конца XIX–середины XX века — так сказать, crème de la crème из запасников и основной экспозиции от Верещагина до Малевича и Филонова, от Гончаровой и Григорьева до Серова и Серебряковой. Войдя в первый же зал вы упираетесь в «Сотворение мира» Айвозовского, по бокам от которого находятся огромные салонные «Грешница» Генриха Семирадского (сейчас подобные вещи делают AES+F) и «Русалки» Маковского — все подарено Николаем II. Сразу же хочется комментария или пояснения: каковы были вкусы последнего императора. Почему, например, он приобретал Валентина Серова на посмертной выставке художника? Что покупал «по любви», а что — для, скажем так, будущих поколений? Пояснений нет, поэтому остается наслаждаться вещами. Например, почти целый зал отдан под живопись Верещагина, но не привычную батальную — зритель увидит очень тонкие и эстетские «японские» работы художника. Продвигаясь вглубь вы найдете балерин Зинаиды Серебряковой, а также мужской портрет ее карандаша, глядя на который становится понятно: художница изобрела фейстюн задолго до появления instagram.

Зинаида Серебрякова. Портрет С. Р. Эрнста. 1922. Дар братьев Я. А. и И. А. Ржевских

Зинаида Серебрякова. Портрет С. Р. Эрнста. 1922. Дар братьев Я. А. и И. А. Ржевских 

Натан Альтман. Портрет Е. В. Дзюбинской- Адамовой. 1915. Дар К. Б. и Б. Н. Окуневых

Натан Альтман. Портрет Е. В. Дзюбинской- Адамовой. 1915. Дар К. Б. и Б. Н. Окуневых

«Балерины», кстати, происходят из коллекции ученого-баллистика Бориса Окунева — и это одно из ключевых дарительских имен, о котором надо бы упомянуть отдельно. Дело в том, что с 30-х годов главными собирателями искусства в СССР стали представители технической интеллигенции: профессора выискивали по комиссионкам и антикварным салонам, а также покупали у вдов мирискусников и русский авангард. Таким коллекционером и был  Окунев, который завещал свои 300 сокровищ музею — поэтому с 1983 года в Русском есть, например, «Несение креста» Михаила Нестерова, «Арлекин и дама» Константина Сомова, «Богоматерь Умиление злых сердец» Петрова-Водкина, кубистически-декадентский портрет актрисы Всеволода Мейерхольда Е. В. Дзюбинской-Адамовой кисти Натана Альтмана и «Поцелуй» Добужинского, который выглядит как эскиз к экспрессионистскому фильму «Метрополис» Фрица Ланга.

Их этой же когорты инженеров с утонченными вкусами — братья Ржевские. В 1998 году они передали в дар Русскому музею 503 предмета своей коллекции, а зал их имени появился в Мраморном дворце. На выставке сложно сделать вывод об их предпочтениях, потому что работы раскиданы по разным зданиям. А они таковы: «Масляничное гуляние» Кустодиева и «Натюрморт с маками и васильками» Ильи Машкова,  эстетские и максимально эротичные женские портреты Владимира Лебедева 30-х годов, а еще фарфор и часы.                        

Экспозиция выставки «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2019. Избранное» в Корпусе Бенуа. Фото: пресс-служба Русского музея

Экспозиция выставки «Художники и коллекционеры – Русскому музею. Дары. 1898 – 2019. Избранное» в Корпусе Бенуа. Фото: пресс-служба Русского музея

Перейдя из правого в левое крыло Корпуса Бенуа зритель сталкивается с работами Малевича и Филонова — хрестоматийными и прекрасно знакомыми по постоянной экспозиции. Опять не хватает сторителлинга,  ведь о попадании этих работ в коллекцию Русского музея есть что рассказать. «Крестьянская семья» и «Пир королей» оказались там благодаря сестре Филонова Евдокии Глебовой — именно она сохранила ouvre брата после его смерти в 1941 году в блокадном Ленинграде. Причем сохранила 300 живописных и графических работ в годы официального непризнания его творчества — выставка Филонова должна была пройти в Русском музее еще в 1929 году, но ее отменили. Первая ретроспектива случилась лишь в конце 80-х.

В центре — Алевтина Мордвинова. Казнь революционера. 1927. Дар автора. Фото: Пресс-служба Русского музея

В центре — Алевтина Мордвинова. Казнь революционера. 1927. Дар автора. Фото: Пресс-служба Русского музея

Графика Николая Березина на выставке. Фото: пресс-служба Русского музея

Графика Николая Березина на выставке. Фото: пресс-служба Русского музея

Владимир Издебский. Композиция No 1. 1960-е. Дар Г. В. Издебской-Причард

Владимир Издебский. Композиция No 1. 1960-е. Дар Г. В. Издебской-Причард

Кстати, именно работа ученицы Филонова Алевтины Мордвиновой дает неожиданный вау-эффект на монотонно выстроенной экспозиции — ее огромное панно «Казнь революционера» создавалось под руководством мастера в 1927 году для театрального зала Дома печати. Оно уцелело и было подарено музею художницей, а вот парное ему — «Революция в Китае» не сохранилось. Если говорить о неожиданных открытиях выставки (для широкой публики) — это во-первых, Пелагея Шурига, забытая «амазонка русского авангарда», чья персональная выставка прошла малозамеченно в прошлом году в МИСПе, а также мрачная графика Николая Березина в духе немецких экспрессионистов. Почти 10 лет назад опубликовали его дневники, но художник до сих пор остается незаслуженно забытым. Во время пресс-тура хранительница поведала о том, что за холстами ученика Петрова-Водкина Бориса Пестинсого сейчас гоняются коллекционеры и приобрести их в собрание не так уж просто. Но неискушенный посетитель об этом не узнает и не оценит важность этого дара для Русского музея. Из-за отсутствия внятного рассказа о всей этой «внутренней кухне» над выставкой навис огромный знак вопроса — прямо как на «Композиции №1» Владимира Издебского. 

От Баскии и Тимура Новикова до «Севера 7» — современность в Мраморном

«В 90-е годы нам приходилось довольствоваться дарами современных художников», — поделилась на пресс-конференции заместитель директора по научной работе Евгения Петрова. «Лихие 90-е» — золотое время contemporary art в Русском музее: возродили Отдел новейших течений, куда потекли дары от Тимура Новикова, Сергея Бугаева-Африки и Марата Гельмана, а в Мраморном дворце разместился Музей Людвига — дар Петера и Ирены Людвиг, семьи немецких промышленников. Музеи Людвига — это можно сказать, сеть филиалов: для части своей огромной коллекции супруги построили здание по соседству с Кельнским собором — так появился их первый музей. Дело продолжили  в Ахене, Будапеште, и даже в Пекине. В 1995 году Людвиги подарили Русскому музею работы Пабло Пикассо, Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Роя Лихтенштейна, Ансельма Кифера, Жана-Мишеля Баскии и других звезд. 

Григорий Орехов. Агата. 2017. Дар автора, 2019. Фото: Татьяна Горд

Григорий Орехов. Агата. 2017. Дар автора, 2019. Фото: Татьяна Горд

Почему-то о том, что посмотреть Микеланджело Пистолетто и Илью Кабакова можно в Петербурге постепенно забывают — даже для юных студентов-кураторов факт наличия в Русском музее этих работ становится открытием. Выставка «Даров» — повод сходить в Музей Людвига, а заодно посмотреть, что к юбилею из закромов достал отдел Александра Боровского (заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея — Прим. ред) . Выставка начинается с лестницы: рядом со скульптурой, ее украшающей, установлены «фанеры» с изображением античных богинь от Александра Шишкина-Хокусая — экспонента прошлогодней Венецианской биеннале и лауреата нашей премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга». Сразу за ним следует «неваляшка» в духе Джеффа Кунса от московского скульптора Григория Орехова «Агата». Версия побольше стоит в Столешниковом переулке в Москве и служит фоном для селфи — этот сомнительный дар крупнейшему музею страны в прошлом году активно обсуждался в телеграм-каналах. На втором этаже начинается самое интересное — краткий путеводитель по современному искусству в Петербурге прямо сейчас, который компенсирует вам десятилетнее нехождение по выставкам в местных галереях.

Ася Маракулина. Угол. 2018. Дар автора, 2019

Ася Маракулина. Угол. 2018. Дар автора, 2019

Леонид Цхэ. По дороге на работу. 2015. Дар автора, 2016

Леонид Цхэ. По дороге на работу. 2015. Дар автора, 2016 

Татьяна Ахметгалиева. Бомба замедленного действия 2014. Объект из 6 частей. Часть 3 Текстиль, вышивка, нити. Дар М. А. Гисич, галерея Марины Гисич

Татьяна Ахметгалиева. Бомба замедленного действия 2014. Объект из 6 частей. Часть 3
Текстиль, вышивка, нити. Дар М. А. Гисич, галерея Марины Гисич, 2019 

С порога вы наткнетесь на работы Аси Маракулиной — «восходящей звезды арт-сцены», как о ней сказала Валентина Беляева, хранитель Отдела новейших течений. Действительно, Асю в Петербурге ценят и коллекционеры, и арт-критики, и музейщики, а цены на ее графику и живопись растут на глазах. Отобранные для «Даров» работы, возможно, отвечают на вопрос о причинах этой заслуженной любви — ее полотно «Уголок» как будто отсылает к «тряпочкам» Тимура Новикова (они тоже есть на выставке), который в мифологии локальной арт-сцены занимает символическую фигуру отца. Мрачноватая графика Аси с городскими объектами — тоже perfect match. 

От галерей Anna Nova, Marina Gisich Gallery и Name Gallery Русскому музею достались работы еще парочки художников, которым еще нет 40: Александра Дашевского, Леонида Цхэ и Татьяны Ахметгалиевой. Дашевский — живописец, который экспериментирует с самой формой холста, постоянно выходя за ее рамки. Инсталляция «Ящики» — как раз пример таких поисков. Леонид Цхэ — системообразующая фигура на молодой локальной арт-сцене: совсем недавно он преподавал студентам-графикам Академии Художеств. Благодаря этому его ученики «вписались в рынок» и начали заниматься современным искусством, что для выпускников Академии — нестандартный путь. Кроме того Цхэ — участник самой яркой на сегодняшний день арт-группы города «Север-7». В рисунках и живописи Леонида арт-критики подмечают как барочную линию, так и сходство с Фрэнсисом Бэконом. Татьяна Ахметгалиева известна прежде всего своими работами, вышитыми и сотканными из ниток, например, ее герои «плачут» кровавыми слезами красных нитей. В Мраморном показывают фрагмент панно из 6 частей «Бомба замедленного действия» — горящий кислотный телефон в духе поп-арта как метафора ежедневных манипуляций со стороны СМИ и социальных сетей, по меткому замечанию куратора Лизаветы Матвеевой. 

Гор Чахал. Любовь SX/U 012. 1997. Дар М. А. Гельмана, 2005

Гор Чахал. Любовь SX/U 012. 1997. Дар М. А. Гельмана, 2005

0 рублей. Кир Шаманов. Дар автора

0 рублей. Кир Шаманов. Дар автора

Среди крупных коллекционерских имен мелькает Марат Гельман, который в начале 2000-х подарил музею более 50 работ. «Короля Лир» Дмитрия Гутова, «Любовь» Гора Чахала и портрет Олега Кулика с собакой зритель увидит на выставке. В основном дары, представленные в Мраморном, в Русский музей принесли сами художники: масштабное панно с шахтерами «непокоренного» Ильи Гапонова и разноцветные «Мутанты цивилизации», «тряпочки» Тимура Новикова, Ирина Дрозд, портретирующая дочку Ольги Тобрелутс. Экспозиция в Мраморном — символичное завершение проекта, который начинается с бесценных средневековых икон, подаренных Николаем II, и заканчивается «0 рублей» идеолога «Таджикс-арт» Кира Шаманова. Эти монетки на последней ярмарке SAM Fair перформерки в костюмах «шахидок» продавали посетителям из-за пазухи по 900 рублей. «Дары» — это выставка, где имена и истории дарителей даны «бегущей строкой», а сам Русский музей представляется бесконечно масштабной музейной махиной — хоть и неповоротливой, но покрывающей 1000 лет русского искусства. Такой институции не нужны сторителлинг и наделение новыми смыслами всем известных шедевров, просто потому что смыслы, как известно, меняются, а искусство вечно.


Государственный Русский музей
Художники и коллекционеры — Русскому музею. Дары. Избранное
До 14 ноября

При поддержке банка ВТБ

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: