Этой осенью исполнилось 180 лет со дня рождения художника из Курска Вячеслава Шварца. Он прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь, создав яркую галерею реалистических образов из русской истории, став, по сути, предшественником Василия Сурикова и Ильи Репина.
Детство вундеркинда
Выдающийся мастер изобразительного искусства появился на свет 22 сентября (4 октября) 1838 года в Курске в семье участника Отечественной войны 1812-го, генерал-лейтенанта Григория Ефимовича Шварца, предки которого были датчанами. Детство будущий художник провел на Кавказе, где его отец являлся начальником Джаро-Белоканского военного округа и Лезгинской кордонной линии.
В восемь лет мальчик вместе с матерью, Натальей Павловной, урожденной Яковлевой, переехал в Москву, где начал обучаться рисованию. С ранних лет он демонстрировал отменные способности не только к данному занятию, но также к языкам: в десять лет ребенок уже хорошо знал французский, немецкий и английский, а впоследствии выучил итальянский.
В девятилетнем возрасте Вячеслав был пожалован в пажи Императорского двора, однако в Пажеский корпус не прошел, но в 1851-м его определили сначала в Петербургский пансион Спешнева, а год спустя — в Императорский Александровский лицей. Там юный Шварц обратил на себя внимание учителя рисования Василевского, а затем известного пейзажиста Арсения Мещерского, с которым начал пробовать писать картины маслом.
24 мая 1859 года Вячеслав Григорьевич был выпущен из лицея первым и с золотой медалью — в тот же период с чином IX класса он поступил на службу.
Под покровом музы Клио
В это время началось его погружение в историю. В сентябре того же года, с разрешения своего начальства, Шварц поступил вольнослушателем в Петербургский университет, где увлекся лекциями профессора Николая Костомарова.
А еще раньше он начал заниматься в Академии художеств. Думая посвятить себя батальной живописи, записался в ученики профессора Готфрида Виллевальде. Но под влиянием Костомарова первыми крупными работами Шварца стали композиции из русской истории: нарисованные черным карандашом картины «Въезд Шуйского и де Ла Гарди в Москву» и «Свидание великого князя Святослава с греческим императором Цимисхием». За последнюю работу 18 декабря 1859 года академия присудила мастеру серебряную медаль.
Через полгода аналогичной награды был удостоен рисунок «Иоанн Грозный под Казанью», а в начале 1861-го Вячеслав Григорьевич уехал в Берлин, где продолжил обучение живописи под руководством Шютца и Шрадера. В том же году художник последовательно посетил Дрезден, Кельн, Франкфурт-на-Майне и Майнц, после чего возвратился в Россию, привезя с собой очень интересный альбом своих путевых рисунков.
Сразу после приезда в Петербург Шварц принялся за лучшее свое произведение: «Иоанн Грозный у тела убитого им сына». Первоначально оно представляло собой картон, который был выставлен 23 декабря 1861 года на третной экзамен. Ученая комиссия, однако, не распознала шедевр, отметив работу серебряной медалью. В ту же зиму Шварц нарисовал большую картину «Вальпургиева ночь» на сюжет из «Фауста» Гете. А летом следующего года он создает две серии иллюстраций к «Песне про купца Калашникова» Лермонтова и «Князю Серебряному» Алексея Толстого.
В зените славы
Второй вояж по Европе состоялся в 1863 году. К тому времени художник решил бросить службу, выйти в отставку и полностью посвятить себя живописи. Побывав проездом в ряде германских городов, на этот раз он обосновался в Париже, где работал у известного жанриста-колориста Жюля Лефевра, посещал мастерскую Конта и Жерома и делал этюды с натуры в Фонтенбло, Барбизоне и самом Париже. Из крупных работ здесь им были созданы «Николай Угодник» и рисунок «Игумен Даниил перед Балдуином I».
По возвращении из Парижа Шварц провел лето в деревне у отца, где вернулся к главному своему шедевру — во втором варианте «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» был написан маслом. С этого момента начинается расцвет художественного мастерства Вячеслава Григорьевича. Одна за другой появляются такие его картины, как «Вербное воскресение во времена Алексея Михайловича», «Сцена из домашней жизни русских царей», «Схимник», «Русское посольство при дворе германского императора», «Посольский приказ в Можайском уезде».
Академия художеств присуждает Шварцу звание академика исторической живописи, а Русское археологическое общество избирает его своим действительным членом. Зимой 1865-1866 годов Вячеслав Григорьевич выполняет рисунки для постановки на Императорской сцене драмы Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного».
В свою третью поездку за границу Шварц был командирован Академией в начале 1867 года.
На всемирной выставке в Париже он представлял художественный отдел России, за что от устроителей получил целый ряд наград, в том числе орден Почетного легиона. А за картину «Голштинские послы в посольском приказе» международное жюри наградило его золотой медалью. Здесь же, в Париже, художник окончил начатый еще в России маленький шедевр — миниатюрную картину «Патриарх Никон».
Скоропостижный конец
Два осенних месяца 1867 года Вячеслав Григорьевич провел в Германии, где принимал участие в веймарской постановке пьесы «Смерть Иоанна Грозного», но к концу года — в связи с перенесенной так называемой «бронзовой» болезнью — был вынужден вернуться домой.
В 1868-м Шварц исполнил два рисунка пером: «Обряд поднесения перчатки на царской соколиной охоте» и «Наречение царской невесты царевной». А летом в том же году он создал последнюю свою картину: «Вешний царский поезд на богомолье во время Алексия Михайловича», за которую получил звание Почетного вольного общника Академии художеств.
Между тем здоровье стало изменять художнику, и полагая, что деревенский воздух и полное спокойствие помогут ему восстановить силы, он отправился в деревню к отцу. Здесь он был выбран в предводители дворянства Щигровского уезда и весьма усердно исполнял эту должность, несмотря на то что состояние его ухудшалось. Поехав как-то по делам в Курск, он занемог и 29 марта 1869 года умер. Тело было перевезено и похоронено в имении его отца — в селе Белый Колодезь Щигровского уезда Курской губернии.
Значение творчества Вячеслава Шварца трудно переоценить. Благодаря глубокому погружению в русскую историю, художественному ее осмыслению, с полным правом его можно считать основоположником исторической школы в отечественном изобразительном искусстве.
Текст: Олег Качмарский
По материалам РИА «Курск сегодня»
Комментарии (0)