Осенью прошлого года он, выпускник Петербургской консерватории, возглавил Ливерпульский Королевский филармонический оркестр, а в октябре этого года получил престижную премию Gramophone Awards как лучший молодой артист года – это что-то вроде «Оскара» в области классической музыки.
Кто наставил вас на путь музыки?
Традиционно – родители. Как рассказывала мама, в детстве я был очень самостоятельный, очень ценил себя, во мне присутствовало лидерское начало. А в Советском государстве позиция number one не очень поощрялась. Поэтому родители решили отдать меня в такую школу, где бы я попробовал быть равным среди равных.
И где вы учились?
В Ленинградском хоровом училище, с семи лет. Это была настоящая школа жизни – она научила меня, как себя вести, как жить, особенно в мужском коллективе. Оттуда вышло немало успешных людей, причем не только музыкантов. Из тех, кто ушел в эстраду, это Стас Пьеха и Максим Леонидов.
Как вы оказались в Ливерпуле?
Все происходило постепенно. Я окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, в 2002 году победил на конкурсе дирижеров оркестра «Кадакес» в Барселоне, после чего последовали концерты с разными оркестрами в Европе, руководство Санкт-Петербургским государственным симфоническим оркестром. Затем за меня активно взялось агентство IMG. Оно занимается мной и поныне. Моя кандидатура на должность главного дирижера в Ливерпульском Королевском филармоническом оркестре была утверждена единодушно – всеми музыкантами. Сегодня появилось еще несколько предложений о сотрудничестве – желающих пригласить меня больше, чем моих физических возможностей. График расписан до 2012 года и включает не только симфонические концерты, но и работу в оперных театрах, и выступления на стадионах.
Про стадионы можно поподробнее?
Ливерпуль будет культурной столицей Европы в следующем году, и в связи с этим запланированы грандиозные мероприятия. В январе пройдет потрясающий концерт, посвященный открытию года культурной столицы – под аккомпанемент моего симфонического оркестра будут звучать песни Beatles, среди исполнителей будут и экс-«Битлы», и другие музыканты. Ливерпуль колоссально богат поп- и рок-культурой, джазовыми музыкантами.
Со своими оркестрантами вы строги?
Бывает иногда, что ворчу на репетициях. Не более того. Может быть, это издержки профессии, – например, вы практически никогда не услышите, чтобы Темирканов или Гергиев повышали голос.
Вы верите в судьбу?
Наверное, да, но я не фаталист. Я привык сам работать, сам двигаться – и никаких протекций, никакого покровительства. В смысле баланса энергий я и в жизни, и в искусстве больше придерживаюсь философии восточного типа.
Практиковали?
Читал. Но я не об инь и ян, а о балансе энергий – не мужской и женской, а позитивной и нейтральной. На самом деле негативной энергии в мире очень немного, как ни странно. Просто есть люди, которые не умеют правильно распределять свою позитивную энергию, и тогда она переходит в другое качество. Что касается инь и ян – ни одна из них не обозначена как негативная: обе позитивные, только противоборствующие.
Они же суть половые энергии.
Так можно забраться в дебри. Например, композитор и дирижер Леонард Бернстайн считал, что вся классическая музыка, в особенности дирижерское искусство, – сексуальный процесс.
Кого с кем?
Всеобщий. Не в смысле – кто кого, а в смысле эмоциональном. Я бы так далеко не забирался, хотя что-то есть в этой его философии. Оркестры действительно во многом как жены. С новым оркестром – как на первом свидании: чувства острее. Неделю поработал – как ночь прожил с кем-то, и разошлись. А со своим, постоянным оркестром ты можешь лучше раскрыть и его, и свой потенциал. Но есть дирижеры, которые занимаются только гостевым дирижированием…
А настоящая жена у вас есть?
Да, у меня есть жена и сын, и мне хотелось бы уделять им больше времени. Сейчас они со мной, в нашем доме в Ливерпуле.
На себя время остается?
Я не всегда могу позволить себе то, что мне нравится. Спортом стараюсь заниматься. Плавание и футбол люблю с детства – это поддерживает. Когда появляется свободное время в Питере, играю в мини-футбол с консерваторской командой. Последние два года обязательно бегаю по утрам – сразу как встану. Еще люблю рыбачить. Я рыбак в душе. Получается, правда, только три-четыре раза в год.
В России или где придется?
В основном в России. «Где придется» не всегда легко, потому что – я уже интересовался – нужно покупать лицензии, сдавать экзамен по ихтиологии на государственном языке страны.
У вас есть личный водитель?
В народе распространено мнение, что дирижеры обычно ездят на лимузинах, пьют шампанское и едят икру. Но это не мой случай. Меня можно встретить в Ливерпуле в супермаркете, самостоятельно покупающим еду.
Допускаете, что когда-нибудь появятся и икра, и лимузины?
Я этого не люблю. Это американская традиция – когда подъезжает длиннющая машина, тебя забирают, везут куда-то. Но мне при этом некомфортно, тем более что сидишь на заднем сиденье далеко от шофера и поговорить не с кем. Я лучше чувствую себя в простой обстановке, нежели в гламуре и предметах шика.
Комментарии (0)