• Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Андрей Некрасов

– Проза пользуется спросом, поэзия – нет. Такое впечатление, что с художественным кино и документальным такая же ситуация.

– Во всем мире документальное кино сейчас становится очень модным. Самый яркий пример – фильм «Боулинг для Колумбины», получивший «Оскара». Или фильм про Роберта МакНамару, который был министром обороны США во время вьетнамской войны. Это фильмы авторские, эксклюзивные, концентрирующиеся на какой-то проблеме. Или скандальный фильм про Майкла Джексона. Он пустил к себе человека жить на несколько недель, открыл ему душу, а в итоге это прямо или косвенно привело к суду. В Германии нашумел фильм «Черный ящик ФРГ» – о неоднозначной роли правительства в борьбе с терроризмом.

– В таком кино должно присутствовать что-то журналистское?

– Да. Хотя, конечно, нужен броский стиль. Как это ни странно, но это было в Советском Союзе, когда существовали даже специальные кинотеатры для демонстрации документальных фильмов. В 90-х годах это ушло, а сейчас появляется на Западе. Я думаю, что это придет и к нам. Если вспомнить, то в середине 90-х у нас и в кино-то не ходили. Сейчас стали.

– Можно ли сказать, что документальное кино станет модным в России через несколько лет?

– Думаю, да. Потому что «Боулинг для Колумбины» был коммерчески успешным фильмом, он обошел весь мир, сделал его режиссера знаменитым человеком, получил много призов. Люди платят деньги, чтобы посмотреть его в кинотеатрах.

– Вам какое кино ближе?

– Художественное. Хотя тенденция, о которой мы только что говорили, меня вдохновила. Сейчас произнесу клишированную фразу, но Тарковский был для меня мощным импульсом. Будучи школьником, я по многу раз смотрел «Зеркало». Но когда я попал в мир профессиональной кинематографии, то понял, что поначалу нужно поработать во многих жанрах, в том числе и на телевидении. Очень многих в нашем цеху телевидение кормит, особенно в Европе, где оно финансирует большинство художественных и документальных фильмов. И такая вынужденная всеядность для кинематографистов типична.

– Коль речь зашла о телевидении, вы бы стали сериалы снимать?

– Я бы стал снимать сериалы, если бы совсем нечего было есть. Или кофе не на что было бы выпить. Я не могу проснуться без хорошего кофе, а он сейчас дорогим стал. Мы, конечно, зависим от таких вещей. А коммерческие структуры – они же умные, знают, что вещи, от которых мы зависим, нужно делать дорогими. В итоге нарастает такой снежный ком: мы от них зависим, мы должны больше платить. Мы обуржуазиваемся. Хорошо, если то, чем ты занимаешься, не противоречит духу современности. Если бы я был веб-дизайнером, у меня было бы меньше противоречий с современной действительностью. Но, к сожалению, моя работа заключается в том, чтобы, не хочу выражаться помпезно, волновать, потрясать.

– Если не помпезно, то очень хорошее слово impress.

– Да. Влиять не только на умы, но и на души.

– Это, в принципе, задача любого художника.

– И поэтому у многих есть внутри какая-то трещина. Сегодня говорят: продюсерское кино, индустрия развлечений. То, что мы должны развлекать, – всем очевидно. И в кино, и в театре. Режиссер – это ремесло. И в нашей кухне есть свои тайны. Мы хотим выглядеть ультрасовременными, или, опять же английское слово, – cool. И за этим cool мы часто скрываем тоску по какой-то пронзительной теме, которая позволит вдохновить всю машину кинопроизводства. Но если за этой машиной не стоит какая-то идея, какое-то чувство, даже сон (приснилось что-то, ты это запомнил и хочешь донести свой сон до зрителя), то будет пусто. Можно долго дурить зрителей. Можно иметь связи, снимать клипы богатых певиц, можно пытаться заполучить знаменитых актеров. Но если за этим не стоит…

– Попросту говоря, душа.

– Да, душа. Какое-то уникальное видение. Без него не будет, в конце концов, не только удовлетворения, но и успеха. С другой стороны, нужно осознать, что мы подвержены влиянию предыдущих эпох в гораздо большей степени, чем кажется. Я замечаю это даже на совсем еще молодых коллегах. И еще я замечаю возникновение тенденции переоценки нашего советского наследия.

– Следующий ваш фильм будет документальным или художественным?

– Следующий фильм будет художественным. Снимать его будем совместно с американцами.

Материал из номера:
БИКИНИ
Люди:
Андрей Некрасов

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: