• Город
  • Город
Город

Поделиться:

Алексей Учитель: «Ночью люблю кататься по набережной Невы у разведенных мостов»

Известный петербургский режиссер, президент «Послания к человеку» перед стартом кинофестиваля рассказал нам о самых кинематографичных и любимых местах родного города. 

Я родился и вырос в Петербурге. До десятого класса жил с родителями на Невском проспекте, 168, — в квартире на пятом этаже. Иногда заглядываю во двор моего детства, который абсолютно не изменился. Потом мы переехали на Большеохтинский проспект — он только начал застраиваться, и оттуда открывался прекрасный вид на Смольный собор, а белыми ночами я наблюдал за проплывающими по Неве корабликами. Сейчас живу в двух шагах от Исаакиевской площади — на Вознесенском проспекте.

В юности очень любил двор около Александро-Невской лавры — там школа, в которой я учился. Место очень интересное: в двух шагах лавра, а рядом загадочное здание тюремной больницы с решетками. В этом дворе стояло большое дерево — свидетель всех событий: игр в футбол, выяснения отношений, первых влюбленностей.

Сейчас ночью после монтажа или записи звука мне нравится самому сесть за руль и проехать по ночной набережной, особенно если это совпадает с разведением мостов. Я прихожу в себя, перестаю думать только о кино и смотрю на происходящее вокруг — эдакая терапия, связанная с городом. Магия зданий, Невы, людей, разведенных мостов — все это очень хорошо влияет на голову.

Я очень люблю крыши. Когда только пришел в профессию, мы готовили фильм о Ленинграде, и мне дали задание найти точки для съемки города, чтобы получились кадры, которые еще нигде не были. Тогда мы каким-то чудом проникли на две крыши: Эрмитажа и гостиницы «Ленинград», где в прострел было видно три разведенных моста, — такого кадра я больше никогда не видел.

Кадры из к/ф «Матильда»

Кадры из к/ф «Матильда»

Кадры из к/ф «Матильда»

Кадры из к/ф «Матильда»

Кадры из к/ф «Матильда»

Кадры из к/ф «Матильда»

Кадры из к/ф «Матильда»

Кадры из к/ф «Матильда»

Чаще всего меня можно встретить на набережной Крюкова канала, 12, — в студии «Лендок». Там у меня монтажная, а раньше даже висела табличка «Учительская», сейчас ее, правда, сняли. Когда я узнавал историю здания студии, выяснилось, что его построили по приказу Николая II, о котором я снимаю «Матильду». Император велел сделать в этом доме зал для предпремьерного просмотра всех балетов Мариинского театра, но что-то ему не понравилось, и помещения отдали под гусарский клуб с рестораном.

За полтора года работы над фильмом «Матильда» мы побывали во многих дворцах — самых старинных и прекрасных. Меня поразило, как ночью в Екатерининском выстроилась массовка в исторических костюмах (в кадре были Сергей Гармаш и Ингеборга Дапкунайте), и вдруг наступила тишина, все замерли после коман­ды «Приготовиться!», и возникло ощущение достоверности, как будто все на самом деле, а ты случайно перенесся в эпоху Николая II на машине времени. Там же, кстати, скоро будут выставляться костюмы из фильма художницы Нади Васильевой.

Когда снимали фильм «Прогулка», мы были экспериментаторами и решили первый кадр сделать длиной в 23 минуты. Я долго думал, какой маршрут выбрать, в итоге мы пошли от Аничкова моста до Дома книги. Для меня этот путь символизирует Петербург: не Дворцовая площадь, а именно Невский проспект.

С кинотеатрами в городе дело обстоит плохо, негде было даже проводить «Послание к человеку», пока несколько лет назад на наше счастье не открыли комплекс «Великан Парк». Самый кинематографичный — в хорошем смысле этого слова — кинотеатр «Аврора». В тройку лучших еще включу «Англетер»: элитарное место с маленьким зальчиком для своего круга.

Я все время работаю: то фестиваль, то фильмы, то проекты. Отдыхать езжу в комплекс «Скандинавия» в Сестрорецке: там можно жить в деревянных домиках с видом на залив — удивительно по-домашнему. Здесь могу восстановиться после нервных съемок. Если говорить о городе, то я очень люблю театр, стараюсь не пропускать оперные и балетные премьеры в Мариинском театре.

Я вынужден питаться в заведениях, так как не умею готовить. Чаще всего хожу в «1913» прямо напротив моего дома, меня там хорошо знают, некоторые друзья даже считают, что ресторан мой. В Комарово на берегу Финского залива есть отличное место «Дача», нравится «Библиотека» на Невском, а во время фестиваля есть традиция проводить ужин с членами жюри в «Рюмочной № 1» на Конногвардейском бульваре — иностранные гости ее просто обожают.

Люблю рестораны «Терраса» и «Мансарда»: один с видом на Казанский собор, а другой — на Исаакиевский. В последний меня привел Валерий Гергиев вместе с японскими музыкантами и пошутил — видите, хозяева ресторана специально построили собор, чтобы был красивый вид. Они поверили, наверное.

текст: Диана Смольякова
фото: архивы пресс-служб

Материал из номера:
Сентябрь, 2016
Люди:
Алексей Учитель

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: