• Спецпроекты
  • Спецпроекты
Спецпроекты

Поделиться:

Памяти Петра Столяренко: наследник живописца о династии, любви к Крыму и жизни в Париже

Мэтр крымской живописи и классик советского постимпрессионизма, ученик Богаевского и Барсамова, Петр Столяренко ушел из жизни в возрасте 92 лет в июне этого года. Его дело продолжает внук Алексей Столяренко, которого воспитал большой художник, передав ему методические и мировоззренческие секреты мастерства.

Никто, кроме Петра Столяренко, не передавал так чувственно и по-особенному свет и цвет крымской природы в своих пейзажах и натюрмортах. Он писал Феодосию, с детства посещал галерею Айвазовского «как храм», а позднее сделал дубли всех картин мариниста, которые с передвижной выставкой возили по всему Союзу, чтобы не трогать оригиналы. Сейчас они проданы на аукционах — где-то их умело выдавали за творения самого Айвазовского. Столяренко любил красоты Бахчисарая, Старый Крым и Гурзуф. В его коллекции много этюдов и картин с судоремонтной, портовой, рыбачьей тематикой: чтобы содержать семью, художник долгое время работал в рыболовном промысле. С 1969 года его творчество наполняется солнечными сюжетами поселений и городов Большой Ялты, куда переехал Петр Кузьмич.

Был период, когда Столяренко вместе с внуком жил и работал в Париже — городе, который стал гаванью для творческой интеллигенции в непростые 90-е, где его картины молниеносно раскупали на аукционах, в то время как на Родине художники бедствовали.

Пётр Столяренко

Пётр Столяренко

Петр Столяренко—разноплановый художник. Коллекционеры охотились как за его салонной живописью —а это натюрморты с букетами сирени на сервированных фарфором столах и цветы на верандах с видом на море («Лето», 1974; «Глициния», 1997), так и за эпическими пейзажами с вершинами Крыма («Зима в горах», 1963; «Вершина Демерджи», 1970) и жанровыми полотнами («Старый инжир, женщина и вечное», 1970). Бесценны его картины, изображающие море — изменчивое, разнофактурное, пастозное или с тончайшими тональными переходами.

Блестящий колорист, Столяренко умело использовал импрессионистические приемы и мастерски лавировал между манерами и жанрами живописи. В каждом новом эксперименте он представал новым художником.

 

Старый инжир, женщина и вечное. 1970 г.

Старый инжир, женщина и вечное. 1970 г.

Столяренко П.К. Выход в море. 1951 г. холст, масло 128х208

Столяренко П.К. Выход в море. 1951 г. холст, масло 128х208

Столяренко П.К. Катя у моря. 1971 г. холст, масло 65х70

Столяренко П.К. Катя у моря. 1971 г. холст, масло 65х70

Столяренко П.К. Море. 1969 г. холст, масло 80х100

Столяренко П.К. Море. 1969 г. холст, масло 80х100

Его полотна преисполнены любовью к Крыму, который он боготворил и нередко изображал в эстетике художественной мистики. Лучистые и радостные картины Столяренко — всегда признание полуострову, за пределами которого он не видел своей жизни.

Петр Кузьмич уже не застал девятый аукцион галереи «Арт-Бульвар» в Севастополе, на котором его картина «Чеховская бухта в Гурзуфе» была продана за семьсот тысяч рублей.

Петр Столяренко. Чеховская бухта в Гурзуфе.1972 г.

Петр Столяренко. Чеховская бухта в Гурзуфе.1972 г.

Наследник династии живописца, внук и ученик мэтра, художник Алексей Столяренко продолжает дело своего деда и проводит недели в археологических экспедициях, где пишет с натуры и помогает в исследованиях исторического и православного достояния полуострова.

Алексей Столяренко

Алексей Столяренко

Ваш талант передался по наследству или вы приобрели его стараниями Петра Столяренко?

С десяти лет дедушка взял надо мной шефство, я был его подмастерьем, и фактически он заменил мне отца. С этого времени в течение тридцати лет мы были с ним вместе всегда и везде. Наш прадедушка Кузьма, отец деда, также тяготел к живописи, служил в царской армии, но по религиозным соображениям не хотел брать в руки оружие. На него возложили обязанности по рисованию мишеней. Еще он писал иконы, исписок «Моление о чаше»Тициана освящал сам Иоанн Кронштадтский, который сказал: «На вашей семье лежит печать искусства». Эта икона была у нас, но во время войны дом был уничтожен, остались только какие-то этюды прадедушки.


Алексей Столяренко родился в 1976 году в Ялте. Учился в Харьковской академии дизайна и искусств по специальности «станковая живопись»

Мы как-то считали, сколько в нашей семье художников, — оказалось, более тридцати по дедушкиной линии. Наш род помнит себя еще до времен Екатерины, когда она в 1783 году присоединила Крым после русско-турецкой войны. Мой прапрапрадед был столяр на корабле, и фамилия пошла оттуда.

1925

Петр Столяренко — коренной крымчанин, родился в поселке Капканы Керченского района. До начала войны учился в мастерской Константина Богаевского, а в период Великой Отечественной служил связным в партизанском отряде на Северном Кавказе.

1945

Вернувшись в Феодосию, стал учеником художественной студии Николая Барсамова, а потом был сразу зачислен на пятый курс Симферопольского училища имени Н.С. Самокиша.

1953

Работа «Атака торпедных катеров», написанная в 1948 году к 30-летию Красной Армии, а также всесоюзные и международные выставки сделали Столяренко членом Союза художников УССР.

1994

На французском аукционе «Русские художники» одна из картин Столяренко была продана за 47 тысяч франков, композиция «На даче в Форосе» (1980 годы) за рекордные $ 80 000.

Насколько ваши работы отличаются от картин дедушки?

Это одна манера письма, и одна школа. Мы работали параллельно: чтобы выставляться в Париже, где-то до 2000 года, и немного для экспозиций в Великобритании. Бывает, мои картины принимают за дедушкины. Иногда их и правда трудно отличить, и подпись мы ставим в левом нижнем углу, хотя мне по уровню мастерства до него еще очень далеко. Дедушка любил говорить, что художник сорок лет учится и только потом лет десять реализуется. Он учил меня деликатному отношению к процессу от начала и до конца: от подрамника до кистей и материалов, смешения красок и подбора холстов. Все должно быть на века, а технологии живописи —соблюдаться. Он любил пейзажи, и я их люблю! А в них — больше всего небо. Оно меняется каждую секунду и не повторяется. Люблю степи, восточный и горный Крым. А по сути, будучи учеником деда, я, как и он, — продолжатель традиций Крымской школы живописи Константина Богаевского. Это школа живет. До революции, например, были традиции семейных мастерских и предприятий. То, что люди делали на протяжении веков, они передавали по наследству. Вспомните лавочки или мастерские Италии и Франции.

Столяренко П.К. Беседка. 1990-е. холст, масло 78х98

Столяренко П.К. Беседка. 1990-е. холст, масло 78х98

Столяренко П.К. Дождливо. 1975. картон, масло 80х80

Столяренко П.К. Дождливо. 1975. картон, масло 80х80

Столяренко П.К. На рыбалку 1957 г. 53х35

Столяренко П.К. На рыбалку 1957 г. 53х35

Столяренко П.К. Побережье Артека. 1968 г. 87х112

Столяренко П.К. Побережье Артека. 1968 г. 87х112

Какие у вас самые теплые воспоминания детства о времени, проведенном с дедушкой?

Об Азовском море. Мы ездили на мыс Казантип, там дедушка много работал, мы вместе рыбачили. У художника весьма суетная профессия — важно, чтобы кто-то находился рядом и помогал. Для этого был я. А вообще, он привил мне любознательность и разновекторность в развитии. Рыбная ловля, сбор грибов, отдых в кругу семьи стали нашими традициями благодаря деду. Он очень любил всех и собирал, хотел, чтобы семья была большая и крепкая. А сам кем только не работал: и сторожем, и завхозом в картинной галерее, и рыбаком. Так и я вел в семье самые разные дела, например, был прорабом — больше десятка объектов сдал, занимался строительством пансионата. Живопись не всегда может прокормить. В качестве профессии это достаточно капризное занятие. Это ведь не продукт первой необходимости, она уязвима и к конъюнктуре рынка, и к политической обстановке, всегда надо чем-то себя подстраховывать.

Париж. Друо. Перед началом аукциона.1993 г.

Париж. Друо. Перед началом аукциона.1993 г.

Вы жили в Париже больше пяти лет, почему решили вернуться?

Нас привел туда случай: в 90-х мастерскую дедушки в Ялте ограбили. Потом эти украденные работы увидели на рынке Парижа. К нам приехали люди, которые очень удачно продали их на аукционе, с предложением. На тот момент в этом для нас был божий промысел, и мы уехали. Дедушка вернулся ближе к 2000-м, когда рынок здесь ожил, и живопись перестала быть пустым звуком. Крым — это родина, дедушка очень скучал, хотя не выражал этого эмоционально. А я просто считал дни до возвращения, как человек, который попал в тюрьму и ждет освобождения. На каком-то органическом уровне я не воспринимал то пространство, хотя жили мы в абсолютном комфорте в красивом доме, нашли там родственников — представителей целой бизнес-империи, и думали там осесть. Если выбирать, где жить, то только в Крыму. Лучше Ялты города нет.

Франция. Лазурное+побережье.1994 г.

Франция. Лазурное+побережье.1994 г.

Вы часто находитесь в экспедициях, чем вам это интересно?

Сейчас мы в горах над Форосом, на вершине Кильсе-Бурун. Третий год тут идут раскопки раннесредневекового храмового комплекса. Мы живем в палатках, помогаем как волонтеры и, конечно, я использую возможность писать эти невероятные пейзажи на пленэрах. Крестная мама моего сына —археолог, она берет нас с собой. Мы участвовали в раскопках пещеры Иограф над Ялтой, где исследовали православный памятник. Были на вершине Ай-Петри, где когда-то был храм, именно поэтому она носит имя Святого Петра. Мне интересны культовые религиозные объекты Крыма. На раскопки получают разрешение в Москве, которое потом согласовывается здесь, на месте. То, что сейчас мы находим, — потрясающе, потому что в советский период все, что было связано с православием и христианством, уничтожалось, забывалось и стиралось. Наш долг — восстанавливать и поднимать это культурное наследие и говорить об этом. Чтобы люди знали: в одной только Большой Ялте было больше ста храмов, а сейчас их всего с десяток.

Какие заветы после себя оставил вам дедушка?

Он всегда говорил, что правда искусства — это не правда жизни, а правда жизни — это не правда Божья. Как православный христианин, он всегда жил по Евангелию и просил не оставлять живопись и Бога.


Текст: Ольга Цыганок

Фото: Евгения Шабаева, семейный архив А.Столяренко, коллекция галереи "Арт-Бульвар"

Материал из номера:
Монеточка, которая поёт

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: