Об особенностях национального туризма рассказывает координатор Крымского военно-исторического фестиваля Дарья Исаева. Она изучила моду на отдых на Южном берегу со времен царской России до 2020-го: Ялта как центр притяжения, цены, железная дорога — темы все те же.
СЕЗОНЫ
Мода на отдых в Крыму появилась благодаря царской семье во второй половине XIXвека. Мария Александровна— супруга императора Александра II— приезжала сюда за целебным воздухом по рекомендации врачей. Для нее была построена южная резиденция в Ливадии. По словам писателя Сергея Филиппова, Ялта была полна блеска, шума и смеха, блеск распространялся из Ливадии, вокруг которой группировалось все модное, сановное, красивое и богатое.
К концу XIXвекав Крыму курортном было всего два сезона: весенний и осенний. Местные жители активно готовились к приезду именитых гостей: театры ангажировали певцов и театральные труппы, рестораны приглашали оркестры и искусных поваров, торговцы поднимали цены на овощи и фрукты, а простые люди нанимались извозчиками, кухарками, горничными и проводниками.
Весной вслед за императорской четойна Черное море отправлялся двор, и в Крыму начинался «бархатный сезон».Это название появилось благодаря обилию столичной публики на Южном берегу. Все знатные фамилии тогда числились в «бархатных книгах» — официальном списке русского дворянства. Жить в Ялте в сезон считалось признаком высшего положения и свободных средств,чтои породило сходство с французской Ривьерой. Весенний сезон длился всего две недели: загорать считалось неприличным, поэтому аристократия спешила скрыться от палящего солнца и вернуться в столицу.
Сегодня высокий сезон ассоциируется с теплой погодой, купанием и изобилием фруктов. А сто лет назадпубликувлеклабурная светская жизнь и, конечно, урожай винограда. В концеXIXвека молодые крымские вина не уступали по качеству французским, зато были более доступными. Поэтому осенний сезон с конца августа по середину октября называли«виноградным» или «шелковым»—в шелк одевалисьприезжие столичныедамы.
Летний же сезон, «учительский» или «ситцевый», появился в 1910-е, когда берег Черного моря стал доступным для простых граждан. Студенты, мелкие чиновники, учителя и другие обладатели скромного достатка приезжали с середины июня по август с дамами в ситцевых платьях.
ГОСТИНИЦЫ
В начале XXвекав Ялте уже былодвадцать гостиниц, множество магазинов, мощеные улицы с освещением, водопровод и обустроенная набережная. Городская канализация появилась раньше, чем в Москве. Это был единственный крымский курорт, в котором круглый год с полным комфортом мог жить столичный бомонд. Благодаря богатой светской жизни Ялта получила название столицы Русской Ривьеры. Скучно здесь становилось только в межсезонье, когда разъезжались театральные труппы и заканчивались балы.В сезон же на набережной с трудом могли разминуться двепрогуливающиеся пары. Количество отдыхающих было в разы больше, чем мог принять курорт. А цены были настолько высоки, что выгоднее было поехать в настоящую Ниццу.
Аристократы соревновались в богатстве убранства своих вилл и стремились обустроить черноморское побережье не хуже средиземноморского. Строения поражали не только красотой и сложностью архитектуры, но были оборудованы последними новинками технической и инженерной мысли.В Ялте сохранились здания гостиниц «Россия», «Ореанда», «Вилла Елена», «Бристоль», «Мариино». Ониотреставрированы и сохранили дух и колорит эпохи.
Гостиница «Россия»—теперь президент-отель «Таврида» — в 1875 годустала первым в городе фешенебельным заведением европейского уровня. Автором проекта был ялтинский архитектор Александр Винберг, руководил работами инженер полковник Аманд Струве совместно с военным инженером А.Л. Врангелем, а личными капиталами поучаствовала царская фамилия. Гостиница уже тогда имела свой газ, фонтаны, водопроводы под самую крышу. По расположению и значению для туристов она стала естественным центром всей Ялты: поблизости были живописный фруктовый базар, телеграф, присутственные места, лучшие дачи.
Набережную Ялты украшает и здание гостиницы «Ореанда».Отель был построен в 1907 году и принадлежал Александру Витмеру — к тому времени он сделал блестящую военную карьеру, стал известным историком, журналистом и владельцем крупной недвижимости и предприятий.В путеводителях 1914 года писали, что это красивое здание обладает всеми удобствами в смысле санитарии, гигиены и роскоши: электрическое освещение — бесплатно, имеются ванны, украшенный картинами известных художников изящный салон, обширная терраса, хорошо устроенный сад, остановка автомобилей для сообщения с Севастополем. Плоская крыша использовалась для прогулок. Элементы внутренней отделки выполнены из мрамора, красного дерева и металла. Ресторан содержит известный повар.
Еще одна гостиница, сохранившая свою историю и облик до наших дней,— «Вилла Елена».Богатый саратовский купец Иван Тихомиров заказал этот проект, чтобы передать его дочери Елене в приданое. Через год после открытия в «Путеводителе по Крыму» гостиница описывалась так:«Четырехэтажное здание построено в 1912 году по проекту архитектора Л.Н. Шаповалова в стиле модерн. Устроена по образцу лучших заграничных отелей, со всеми новейшими усовершенствованиями и удобствами, не имеющимися в других гостиницах Ялты, как: подъемная машина, центральное водяное отопление, в каждом номере проведена вода, обширная терраса с великолепным видом на море и горы, гостиная, читальня, ванны. Все номера с балконами обращены на юг и выходят в большой декоративный сад. Благодаря прекрасному местоположению гостиница удалена от городского шума, пыли иветров. Первоклассный ресторан. Номера отдаются посуточно и помесячно. Цены умеренные».
РЕСТОРАНЫ
При каждой гостинице был свой ресторан или буфет, но центром притяжения светской и культурной жизни стал Ялтинский городской сад. В нем размещались театр, ресторан, читальня и так называемый курзал— курортный зал, где ставились спектакли, устраивались балы, маскарады и музыкальные вечера, а в 1902 году местная публика впервые познакомилась с синематографом.Кафе «Городской сад» до сих пор можно найти по старому адресу.
Прогуливаясь по набережной, приятно было зайти в павильоны над морем или «поплавки», которых было множество, в парижскую кондитерскую Флорена или набиравшую тогда популярность «вегетарьянскую столовую».
ДВОРЦЫ И УСАДЬБЫ
Те, кому позволяли средства, заказывали строительство усадеб и дворцов по индивидуальному проекту. Сегодня они являются государственными музеями: Ливадийский, Массандровский и Воронцовский дворцы. Но часть построек продолжает традицию дворянского гостеприимства и функционирует как отель или санаторий.
Дворец «Дюльбер», нынешний санаторий, построен в 1897 годув Кореизе. Замысел проекта принадлежал великому князю Петру Николаевичу, архитектору в душе, военному инженеру по профессии. Князь часто бывал в странах Средиземноморья, Магриба и Леванта. Из этих поездок он привозил зарисовки местных строений, по которым составил эскизы будущего дворца в сарацинском стиле. Для строительства был приглашен молодой архитектор Николай Краснов. Здание стало примером редкого сочетания простоты и сдержанного достоинства с богатым восточным орнаментом.Частично сгоревший во время войны дворец был восстановлен по старым чертежам, включая декор, и продолжил развиваться в качестве здравницы.
Дворец «Кичкине»находится на территории современного гостиничного комплекса, построен в 1913 году и принадлежал великому князю Дмитрию Константиновичу. Строительство дворца начали выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения братья Тарасовы. Декорирование завершали архитектор Лев Шаповалов и скульптор Л.В. Коржиновский, которые отказались от использования цветных элементов. Дворец оформлен в мавританском стиле и украшен арками, зубцами и гипсовыми травами. Богатые рельефы издали сливаются с белыми стенами, но вблизи раскрываются во всем великолепии, показывая собой пример дорогого, но не яркого убранства.
Курорт «Суук-Су», нынешний лагерь «Артек»,принадлежал инженеру Владимиру Березину и его супруге Ольге Соловьевой. Владельцы бросили вызов Западу, создав в Крыму образцовое место для отдыха, не уступающее виллам на Лазурном берегу Средиземного моря. «Суук-Су» был открыт в 1903 году и оборудован по последнему слову техники: своя канализация, насосная станция, водопровод и электричество. На территории были почта и телеграф, ресторан и музыкальная эстрада, купальни и здание курзала, расписанное Василием Суриковым. Автором технических сооружений стал сам владелец усадьбы, а главным архитектором выступилНиколай Краснов.Для отдыхающих были построенышесть гостиниц с шикарными номерами напятьсот человек.
На Всероссийской гигиенической выставке 1913 года «Суук-су» награжден Большой золотой медалью. Сюда приезжали Бунин, Куприн, Чехов, Суриков, Коровин и Шаляпин. В 1914 году курорт лично посетил император Николай II.Сегодня о былых временах напоминает название одного из лагерей— «Лазурный».
ТРАНСПОРТ
Спустя столетие самым обсуждаемым проектом в Крыму остаетсястроительствожелезной дороги. Хорошо, что сегодня это неединственныйспособ добраться на полуостров, как это было в конце XIXвека.Тогда москвичи и жители столицы ехали через Курск, Харьков и Лозовую в Севастополь.В 1914 году проезд на поезде из Москвы в Севастополь занимал около суток, из Петербурга ехали тридцать шесть — сорок часов.До 1890-х участки дорог принадлежали разным компаниям, поэтому пассажирам приходилось в пути четыре раза пересаживаться.Лишь с переходом участков в казну Российской империи это неудобство устранили, что позволило удешевить проезд и сделать поездку в Крым доступной для среднего класса. В Севастополе и Одессепутешественники пересаживались на пароходы и продолжали путь на Южный берег.
Проект строительства южнобережной железной дороги с 1894 года несколько раз рассматривался в Министерстве путей сообщения, но так и не был реализован. Сложный рельеф местности, риск оползней, а также Общество пароходства, акционерами которого были великие князья, препятствовали его воплощению.Сегоднявопрос о строительстве железной дороги Симферополь — Ялта вновь отложен.
Для перемещения по суше в Крыму долгое время использовался мальпост—«автобус» на конной тяге. Доктор Иванов в 1897 году описывал его так: «высокий рессорный экипаж, закрытый сверху, а по сторонам имеющий подвижные занавески, он напоминает собой летний вагон конки». Путешествие на мальпосте занимало десять — двенадцать часов и было самым дешевым.
Скоростные и комфортные экипажи были представлены почтовыми бричками, фаэтонами, ландо и разнообразными колясками. А с 1907 года курортники могли воспользоваться услугами автомобиля. Государственные и частные компании держали остановки при гостиницах и вокзалах в крупных городах. Но пассажиры предпочитали пароход автомобилю, считая путешествие более безопасным и комфортным.
СБОРЫ
Первый курортный сбор появился в Ялте в 1882 году и распространился на другие города. Места отдыха, не обладающие статусом города, права на сбор не имели.
В то время цены сильно зависели от географии, а само наличие такого сбора означало, что место отдыха стало курортом. Собранные средства в основном шли на организацию городских развлечений: приглашение оркестра или театральной труппы. Позже — на нужды благоустройства. Курортный сбор вызывал раздражение у отдыхающих. Они старались всячески уклоняться от его уплаты и открыто протестовали.
За рубежом ежедневный сбор с туристов является общепринятой практикой и обычно включен в стоимость проживания в отеле. В современном Крыму курортный сбор так и не введен.
Фото: Архивы пресс-служб
Комментарии (0)