Мир пересаживается на велосипеды. Педали крутят спортсмены, крутые парни, мэры городов. О том, насколько комфортен Крым для велосипедистов и что с этим делать, нам рассказала директор организации «ВелоПобеда» Мария Маркова.
Еще в 2013 году я, будучи бренд-менеджером городского интернет-провайдера, стала реализовывать социальный проект — создание велопарковок. Но оказалось, что в городе отсутствует любая велосипедная инфраструктура. И не было намека на то, что она появится. Так родился большой проект в поддержку велодвижения — «ВелоПобеда».
Схема устойчивого развития городов подразумевает мультимодальную инфраструктуру — передвигайся по улицам, как тебе хочется: пешком, ходи на пробежки, езди на велосипеде, пользуйся автомобилем. Вопросы мультимодальности в Севастополе и других городах Крыма никак не решены. Бегать по утрам мы можем максимум в парке, велосипедные прогулки тоже представляют опасность. Для продвижения идей нового города в обществе мы решили организовать крупный велофестиваль — отличный инструмент, чтобы показать велосипедистов городу и друг другу.
Перед первым пробегом в 2015 году нам прочили не больше ста пятидесяти участников. Мы собрали семьсот человек со всего полуострова. И так получилось, что Севастополь стал велосипедной столицей Крыма. С тех пор мы держим высокую планку и все время стараемся превзойти самих себя в организации досуговых событий. А хочется уже, если честно, хвастаться достижениями инфраструктуры.
Каждый год проводится два велопробега: праздник единения «ВелоПобеда» и «Велоночь» — обучающая акция, где многие конкурсы посвящены правилам езды в темное время суток.
Главное, чего мы добились — это показали велосипедистов друг другу. До этого многие чувствовали себя одиночками, а тут — частью большой семьи. Участники разной степени подготовки: одни ездят в Ялту на велосипеде кофе попить, другие садятся на велосипед раз в год. Есть семьи с детьми. На каждое мероприятие приезжает человек с ограниченными возможностями на лежачем ручном велосипеде. Видно, насколько это занятие мотивирует его к активной жизни.
На фестивале много конкурсов и ярких выступлений. Большой фурор вызывает надувная пневмоподушка, а это восемнадцать квадратных метров, и трюки профессиональных райдеров. Ребята прыгают с высоты специальной конструкции и в воздухе прокручивают велосипед, отпускают руки, переворачиваются. На фестивалях звучит тема экологии — например, рассказы о раздельном сборе мусора. В общем, «ВелоПобеда» — это и своеобразный праздник красоты, где люди объединены общей идеей.
В этом году мы будем проводить отдельные велосипедные соревнования между сотрудниками городских IT-компаний. Руководители хотят, чтобы их люди перестали «просиживать штаны» и изменили общий стереотип об айтишнике — человеке в растянутом свитере, не встающем из-за компьютера.
Да, в мире есть тренд на ЗОЖ. Появились всемирные проекты по триатлону, такие как Ironman и Ironstar, которые включают в себя бег, плаванье и езду на велосипеде. И потихоньку парни начинают играть мускулами и со своих дорогих автомобилей пересаживаются на велосипеды, потому что миллионеры, на которых им хочется быть похожими, уже вовсю на них ездят.
Основные участники крымского велодвижения — это молодежь и семьи «тридцать плюс» с детьми. Часть людей — с доходами средними и выше. Многие покупают хороший велик, когда уже есть достаток. Этим мы приближаемся к европейцам. С другой стороны, у нас еще русская парадигма: мое транспортное средство — это я. Если европеец в дорогом костюме может ехать на совершенно расшатанном велосипеде и, не глядя, прислоняет его к любому столбу, то у солидного русского двухколесный друг часто стоимостью с машину. Можно утверждать, что постепенно велосипед становится транспортом для богатых и успешных людей. Хочешь подцепить молодого миллионера — садись на велосипед.
Но говорить о том, что велосипедист какой-то отдельный вид человека — совершенно бессмысленно. Это не фрик, который решил перемещаться только таким образом. Это такой же автомобилист, семьянин, инженер, но может ездить еще и на велосипеде. Скорее, эти люди — за здоровый образ жизни и расширение возможностей. Наша цель — помочь им делать это безопасно.
Как у общественной организации у нас больше веса и влияния, с отдельными гражданами чиновники не любят общаться. Мы работаем на информационном поле, готовим город к появлению велосипедной инфраструктуры.
На втором велопробеге Департамент транспорта пообещал велодорожки. Прошло два года, они нам уже сами звонят и спрашивают, сколько километров велодорожек закладывать в проекты. Это будет двадцать, а может, и сорок километров велодорожек в разных районах. Но пока еще приходится прилагать усилия, чтобы другие поверили в возможности трансформаций. Опыт развитых городов чиновнику, например, очень нравится, но про свой он машет рукой: «Что вы, у нас никогда не будет, как в Барселоне!» — часто не вникая в суть, почему где-то получается, а у нас нет.
Основные аргументы против велосипедизации города — сложность многих участков для езды. Мы за то, чтобы велоинфраструктура была хорошо налажена в пределах районов для повседневных дел: скататься в магазин, на встречу, ребенка из школы забрать. Районы достаточно велики и удобны, надо заняться ими. Постепенно нам нужно создать новую парадигму пользования городом и его дорогами, которой в Крыму еще нет.
Конечно, общество иногда довольно инертно, но так в любой стране. Возможность общества к хорошему развитию обусловлена, скорее, количеством pro-активных людей, которые что-то меняют. В Севастополе много таких пассионариев, мы все знаем друг друга, и у нас достаточно запала, чтобы работать дальше.
Текст: Анастасия Кравцова
Фото: Катрин Хаванова, Елена Молчанова
Комментарии (0)