Искусствовед и автор монографий о забытых художниках начала XX века Любовь Агафонова совместно с галереей «Арт-бульвар» представляет выставку южнорусского мастера Ильи Каца. Для экспозиции «Рожденный морем» она передала более двадцати пяти полотен из своей коллекции, следуя большой миссии: художника нужно вернуть домой!
Уже прошла выставка Ильи Каца в Москве, в Академии Художеств, можно было ее сделать и в Петербурге, но проводим ее в главном музее Крыма в Севастополе, который становится южной столицей России. Проведение юбилейной экспозиции в городе, который художник любил за гармоничность улиц, хранящих в своих мостовых и камнях домов и набережных русскую героику, городе, который художник писал с любовью - закономерно.
Таврический», до 24 октября
У Ильи Каца около двухсот работ только с видами Севастополя: военные корабли, заостренные углы домов города, овеянного славой и мужественной романтикой. Многие полотна были распроданы в начале 90-х годов. Теперь они в Канаде, Франции, Италии. Остались картины в Третьяковской галерее и Русском музее, фондах Московского союза художников. Настал момент, когда стоит напомнить о мастере соотечественникам по всей России.
Илья Кац — лучший друг и ровесник художника Георгия Нисского. Их объединял романтизм, стремление к счастью и внутренней свободе, мечта о море. У них была общая яхта, и каждое лето они вместе путешествовали по рекам и Клязьминскому водохранилищу. Клязьма стала для художников Черным морем, а Черное море виделось целым безбрежным океаном.
Но если Нисскому с его космополитической фамилией изначально везло больше, то Кац в ту пору бытового антисемитизма имел фамилию «неправильную». При том что был человек советский, ветеран Великой Отечественной, прошел Сталинград и Курскую дугу, был ранен. Тем не менее имя художника несправедливо заслонялось. Мы обсуждали это с коллегами из музея в Херсонесе и пришли к выводу, что Кац — южный Нисский. После Нисского и Александра Дейнеки он третий в плеяде мастеров работавших в эстетике ар-деко.
Художник не был политизирован — он просто писал красивое море, бухты, корабли и красивых людей. Картины Каца пятнадцать лет в моей коллекции, и я вижу Крым его глазами. Он придумал свой изобразительный язык, — посмотрите на свечение его розового неба, которое пронзают острые корабли. Он сочетал классическую русскую живопись и традиции французских сезаннистов. Недаром Кац обожал зал мариниста Альбера Марке в Эрмитаже, это была его голубая мечта и учитель, хотя Кац и не был с ним знаком.
Уверена, что художники, которые будут смотреть картины Ильи Каца, смогут у него поучиться.
Текст: Ольга Цыганок
Фото: архивы пресс-служб
Комментарии (0)