• Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Вернуть имя: картины непризнанного гения выставлены в Севастополе

Искусствовед и автор монографий о забытых художниках начала XX века Любовь Агафонова совместно с галереей «Арт-бульвар» представляет выставку южнорусского мастера Ильи Каца. Для экспозиции «Рожденный морем» она передала более двадцати пяти полотен из своей коллекции, следуя большой миссии: художника нужно вернуть домой!

Уже прошла выставка Ильи Каца в Москве, в Академии Художеств, можно было ее сделать и в Петербурге, но проводим ее в главном музее Крыма в Севастополе, который становится южной столицей России. Проведение юбилейной экспозиции в городе, который художник любил за гармоничность улиц, хранящих в своих мостовых и камнях домов и набережных русскую героику, городе, который художник писал с любовью - закономерно.


«Илья Кац. Рожденный морем». Античный корпус музея-заповедника «Херсонес
Таврический», до 24 октября

У Ильи Каца около двухсот работ только с видами Севастополя: военные корабли, заостренные углы домов города, овеянного славой и мужественной романтикой. Многие полотна были распроданы в начале 90-х годов. Теперь они в Канаде, Франции, Италии. Остались картины в Третьяковской галерее и Русском музее, фондах Московского союза художников. Настал момент, когда стоит напомнить о мастере соотечественникам по всей России.

"Голубой Севастополь", 1971 г.

"Голубой Севастополь", 1971 г.

Илья Кац — лучший друг и ровесник художника Георгия Нисского. Их объединял романтизм, стремление к счастью и внутренней свободе, мечта о море. У них была общая яхта, и каждое лето они вместе путешествовали по рекам и Клязьминскому водохранилищу. Клязьма стала для художников Черным морем, а Черное море виделось целым безбрежным океаном.


Морской романтик и путешественник, пейзажист и представитель советского ар-деко был бы счастлив встретить свое 110-летие в Севастополе

Но если Нисскому с его космополитической фамилией изначально везло больше, то Кац в ту пору бытового антисемитизма имел фамилию «неправильную». При том что был человек советский, ветеран Великой Отечественной, прошел Сталинград и Курскую дугу, был ранен. Тем не менее имя художника несправедливо заслонялось. Мы обсуждали это с коллегами из музея в Херсонесе и пришли к выводу, что Кац — южный Нисский. После Нисского и Александра Дейнеки он третий в плеяде мастеров работавших в эстетике ар-деко.

И. Кац. У штурвала. Начало 1970 гг. Фотография из архива семьи

И. Кац. У штурвала. Начало 1970 гг. Фотография из архива семьи

И.Кац на палубе, начало 1970 гг. Фотография из архива семьи

И.Кац на палубе, начало 1970 гг. Фотография из архива семьи

Художник не был политизирован — он просто писал красивое море, бухты, корабли и красивых людей. Картины Каца пятнадцать лет в моей коллекции, и я вижу Крым его глазами. Он придумал свой изобразительный язык, — посмотрите на свечение его розового неба, которое пронзают острые корабли. Он сочетал классическую русскую живопись и традиции французских сезаннистов. Недаром Кац обожал зал мариниста Альбера Марке в Эрмитаже, это была его голубая мечта и учитель, хотя Кац и не был с ним знаком.

"Крым, весна", 1954 г.

"Крым, весна", 1954 г.

"На Севастопольском рейде" 1956 г.

"На Севастопольском рейде" 1956 г.

"Набережная в Севастополе", 1961 г.

"Набережная в Севастополе", 1961 г.

"Скалы у дома А.П.Чехова", 1960 г.

"Скалы у дома А.П.Чехова", 1960 г.

Уверена, что художники, которые будут смотреть картины Ильи Каца, смогут у него поучиться.

Текст: Ольга Цыганок
Фото: архивы пресс-служб

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: