В июле крымская галерея «Арт-Бульвар» в девятый раз провела ежегодный аукцион живописи: на торги выставили двести как советских, так и современных работ преимущественно крымских художников. Мы пообщались с владельцами галереи, супругами Борисом и Анастасией Зелинскими о том, чем севастопольские торги отличаются от знаменитого Sotheby’s.
Борис Зелинский:
Начиналась галерея, как проект, связанный с послевоенным советским периодом крымской школы живописи. Притягательность природы полуострова манила великих живописцев, начиная с Айвазовского, Куинджи, Волошина, Богаевского. У них здесь были творческие дачи, куда приглашались столичные мастера. Традиция продолжилась и в послереволюционное время. Но и крымская земля дала много талантливых художников — Петр Столяренко, Степан Мамчич, Владимир Соколов.
Многим шедеврам мы даем второе дыхание. Покупаем их в плачевном состоянии: некоторые хранятся в подвалах, требуют реставрации и нового обрамления. Недавно взяли работу выдающейся ялтинской художницы Валентины Цветковой, которая была прибита гвоздем к стене в кочегарке. Она вся была в копоти.
Я собрал все советские марки на тему живописи. Когда начал путешествовать с родителями, мне хотелось увидеть эти картины вживую. Так сбылась моя мечта, и я побывал в Третьяковской галерее. Позже, занимаясь туристическим бизнесом, я посетил ведущие музеи живописи в Европе. Постепенно в моем окружении появились коллекционеры. Я решил приобрести работы крымских мастеров для дома и офиса. Родился вопрос - а какие художники хорошие? Так я стал ближе общаться с галеристами, искусствоведами и наследниками художников.
Со временем мое увлечение распространилось и на антиквариат. Стилистически мне нравятся вещи в стилях ар-нуво (это конец XIX – начало ХХ века) и ар-деко (1920-30-е гг. ХХ века). Если же говорить о советском периоде, то меня, как и многих других коллекционеров, интересуют фарфор и плакат.
Картины в нашем доме подобраны вовсе не по ценовому критерию и с ними мы расставаться пока не готовы. Это работы Валентины Цветковой, Петра Столяренко, Мая Чухланцева, Павла Мирошниченко, Сергея Бакаева, женский образ Рустама Хамдамова, который мы купили на аукционе в Москве (сейчас его работы находятся в современной коллекции Эрмитажа). В офисе у меня висит большая коллекция советского туристического плаката 80-х.
Ценность картины, помимо имени художника, определяет ее период и сюжет. Море, где шторм, менее продаваемо, нежели штиль. Горы и виноградники — это одно, но если на картине еще и люди, которые собирают виноград, — это уже жанровая работа. Севастопольские виды будут больше в цене у нас, чем в каком-то другом городе. Важен размер. Работы, выполненные маслом на холсте, дороже тех, что на бумаге или картоне. Хотя все это не однозначно.
На аукционе мы представили работы художников с мировыми именами. Выдающегося Дмитрия Налбандяна, экстравагантного Михаила Шемякина, Аруша Воцмуша, который входит в двадцатку лучших акварелистов мира, Валентины Цветковой, мэтра крымского пейзажа Петра Столяренко, классика крымского импрессионизма Федора Захарова.
Гости аукциона – коллекционеры и люди околохудожественных кругов. Среди клиентов галереи есть очень известные личности, в том числе представители списка Forbes.
«Аукционный» словарь:
|
||
Анастасия Зелинская:
С живописью, как в любви. Бывает с первого взгляда, а потом остываешь. А бывает, наоборот, любовь приходит с «насмотренностью» картины. Когда любуешься каждым мазком и открываешь ее со временем.
Наш аукцион — это, скорее, не рабочие торги, а светское мероприятие: играет живая музыка, горка шампанского, дресс-код «Коктейль». Мы проводим его по классической международной практике, и он ничем не отличается от Sotheby’s или Christie’s. Первое — предаукционная выставка, второе — каталог, который заранее рассылается и доступен в электронном виде, третье — сами торги. В этом году будет онлайн трансляция аукциона для участия из любой точки мира.
Никогда не знаешь, какие картины приобретут. На одном из аукционов у нас была прекрасная работа советского периода «Газозамерщица Катя» Евгения Полонского. Там изображена девушка, у нее черное лицо, она работает в шахте. У нее такой тяжелый взгляд, что даже на пике собственной усталости достаточно было раз посмотреть на нее, чтобы продолжать дальше готовить аукцион. И вот, казалось бы, кто ее купит и где повесит картину? А за нее боролись три или четыре человека.
Мы стремимся сделать аукцион имиджевым и культурным событием, поводом поговорить о живописи. Коллекционеров объединяет правильный азарт. Они много читают, изучают тонкости и хотят приобрести что-то новое, даже если все стены дома завешаны картинами.
У каждой работы своя история. Бывает, она годами висит в галерее, а потом в момент случается дикий ажиотаж, и ее все хотят. Так было с «Весной в Севастополе» Петра Коломойцева.
Все зависит от восприятия. Картина, глядя на которую меня одолевает тоска — вот унылей не придумаешь, — нравится нашей сотруднице Олесе. «Это моя работа, я смотрю на нее, и жить хочется», — говорит она о пейзаже, где изображен дождливый день и опушка леса. Картину нужно выбирать больше душой, чем умом.
Текст: Ольга Цыганок
Фото: Архивы пресс-служб
Комментарии (0)