• Город
  • Общество
Общество

Поделиться:

Предупрежден, значит вооружен: что такое ЧКХ островного масштаба?

Обычно редакция журнала «Крым.Собака.ru» горой стоит за родной полуостров, но на этот раз мы решили исследовать явление и термин, придуманный для нас после 2014 года, — ЧКХ. И кажется, это не комплимент.

 «Это ЧКХ, детка», — зазвучало в адрес нашего южного стиля жизни и ведения бизнеса от приехавших материковых. Опоздание на деловую встречу, закрытый на час раньше магазин, задержавшаяся поставка (не было моста — паромы не ходят — какие вопросы) — всему нашлось простое объяснение: «чисто крымская х…ня». Вроде стоит обидеться, но даже местные стали оправдывать свои косяки этим магическим сочетанием: мол, что вы хотите, это же ЧКХ! А есть и те, кто считает эти три буквы нашей очаровательной особенностью.


Наша ЧКХ — грубее, проще, приземленнее

ЧКХ. Это самобытное и таинственное явление впервые появилось в Петербурге и называлось соответственно — ЧПХ. Десять лет назад о нем говорили на улицах культурной столицы. Аббревиатура подразумевала не только «поребрики» с «курой», но и тот факт, что Финляндия — это не страна, а модная деревня, в которую можно поехать на шоппинг. А если в ресторане кто-то дегустировал маленькую невзрачную рыбку так, будто она выловлена на дне Марианской впадины — знайте, это корюшка. Явление чисто петербургское.

В Крыму ситуация другая. Наша ЧКХ — грубее, проще, приземленнее. И хотя у нас есть барабулька, мы не восхищаемся ею, как северяне корюшкой. Хотя нечто общее с ЧПХ у нас есть: Петербург vs Москва, Севастополь vs Крым. Да, да, этого совершенно не понимают приезжие, но местные четко осознают границу между этими двумя отдельными субъектами.

ЧКХ (лайфстайл)

Это, прежде всего, южная расслабленность, граничащая с пофигизмом. Климат сильно влияет на идентичность, идентичность — на формирование среды. И получается довольно замкнутый круг, из которого трудно выбраться самим крымчанам, и сложно влиться приезжим. Это когда южный ласковый рай может превратиться в болото, где вязнут надежды на развитие и рост.
 

Юлия Вербицкая

Журналист

Начну с базового: теплый климат расслабляет. Поэтому в Крыму каждый «забивает» не только на другого — в отличие от дружных жителей севера, — но и на себя самого: часто не может отрефлексировать, собрать в кучу себя, свои силы и ресурсы и сделать что-то путное, взаимоподдерживающее и развивающее. Отсюда перепады настроения — от местечковых комплексов до крымопупизма, от обидчивости до мании величия. В такой среде очень сложно прокачивать профессионализм: зачастую он не нужен, ибо все решается по знакомству. Сложно прокачивать волю — искушения шампанским и устрицами на каждом шагу, сложно прокачивать качество — мотивация «сделать лучше» беспощадно плавится под южным солнцем, и максимум, что от нее остается, это «просто сделать». И в итоге выходит ЧКХ — когда ты даже не хотел, как лучше, а вышло — что вышло.
ЧКХ — это когда у тебя есть все ресурсы, но тебе слишком непривычно и лениво трудиться: упорно, с любовью и на долгосрочную перспективу для всех. И ты не по-доброму смотришь на людей с материка, пытающихся это сделать. 
Очень хочется, чтобы вместо ЧКХ была ЧКЛ — чисто крымская любовь: к родному полуострову и самим себе на этом полуострове.

ЧКХ (бизнес)

Ничего личного и логичного. О каких делах речь, когда море манит легким бризом, солнце палит нещадно, а длинноногие крымчанки как будто специально ходят мимо в ну очень коротких шортах.


Александр Черный

Бренд-амбассадор Инкерманского завода марочных вин:

ЧКХ — это когда договариваешься с человеком вчера встретиться сегодня, нужно все равно позвонить и уточнить. И когда вчера договаривались железобетонно, на следующий день ты можешь услышать — нет, я уже не могу. Происходит подобное и в продажах, тебе сначала говорят, что ты можешь получить заказ, а потом оказывается, что появилась тысяча и одна причина, почему теперь твой заказ недоступен. Абсолютная необязательность — отличительная черта крымчан.

ЧКХ (самосознание)

Не обязательно быть приезжим, чтобы заметить особенности нашего менталитета. Те, для кого Крым — родина, кто хочет что-то менять и стремится сделать его лучше, тоже говорят о явлении ЧКХ. Ярко это проявилось, например, на нашей стройке века. Работать местные жители на Крымский мост шли неохотно. Мы, конечно, им гордимся, но лучше подождем, пока достроят для нас, и будем сдавать жилье. Приедут же к нам по новому мосту. Все должно происходить самой собой и без усилий.


Александр Железняк

Экс-главный редактор National Geographic Traveler Russia

Работать в индустрии сервиса для севастопольца равно быть прислугой. Унизительно, однако. Но голод не тетка — приходится. И тогда клиент обязан почувствовать всю грусть несостоявшегося адмирала или адмиральши, готовой было отдать команду «пли!»... а тут вы со своими помидорами подешевле.

ЧКХ (островные реалии)

А если посмотреть на ЧКХ по-другому? С юмором и любовью. Петербуржцы, например, гордятся своей ЧПХ, этими поребриками, парадными и булками. У нас есть топики, мы можем съездить в Голландию, не покидая Севастополя, а за Перекопом земли нет, потому что море — оно тут, рядом.


Анастасия Зелинская

Директор галереи «Арт-Бульвар»

ЧКХ — это не про недобросовестных поставщиков, неулыбчивых официантов и высокие цены. Это про «ментальность островитянина», про коллективное поведение — неспешное, по-крымски расслабленное, жизнь на курорте накладывает свой отпечаток. Зато в таком темпе успеваешь главное — насладиться каждым днем, подставить лицо солнцу, проводить день закатом на море без угрызений совести и дедлайнов. Подождет. ЧКХ — это про размеренность и особое отношение к своему краю, которое основано на некоем чувстве врожденной причастности к великому прошлому и безусловной любви к крымской природе.

Текст: Валентина Васильева 
Иллюстрации: Елена Мелькова

 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: