Обычно редакция журнала «Крым.Собака.ru» горой стоит за родной полуостров, но на этот раз мы решили исследовать явление и термин, придуманный для нас после 2014 года, — ЧКХ. И кажется, это не комплимент.
«Это ЧКХ, детка», — зазвучало в адрес нашего южного стиля жизни и ведения бизнеса от приехавших материковых. Опоздание на деловую встречу, закрытый на час раньше магазин, задержавшаяся поставка (не было моста — паромы не ходят — какие вопросы) — всему нашлось простое объяснение: «чисто крымская х…ня». Вроде стоит обидеться, но даже местные стали оправдывать свои косяки этим магическим сочетанием: мол, что вы хотите, это же ЧКХ! А есть и те, кто считает эти три буквы нашей очаровательной особенностью.
ЧКХ. Это самобытное и таинственное явление впервые появилось в Петербурге и называлось соответственно — ЧПХ. Десять лет назад о нем говорили на улицах культурной столицы. Аббревиатура подразумевала не только «поребрики» с «курой», но и тот факт, что Финляндия — это не страна, а модная деревня, в которую можно поехать на шоппинг. А если в ресторане кто-то дегустировал маленькую невзрачную рыбку так, будто она выловлена на дне Марианской впадины — знайте, это корюшка. Явление чисто петербургское.
В Крыму ситуация другая. Наша ЧКХ — грубее, проще, приземленнее. И хотя у нас есть барабулька, мы не восхищаемся ею, как северяне корюшкой. Хотя нечто общее с ЧПХ у нас есть: Петербург vs Москва, Севастополь vs Крым. Да, да, этого совершенно не понимают приезжие, но местные четко осознают границу между этими двумя отдельными субъектами.
ЧКХ (лайфстайл)
Юлия Вербицкая
Журналист
Начну с базового: теплый климат расслабляет. Поэтому в Крыму каждый «забивает» не только на другого — в отличие от дружных жителей севера, — но и на себя самого: часто не может отрефлексировать, собрать в кучу себя, свои силы и ресурсы и сделать что-то путное, взаимоподдерживающее и развивающее. Отсюда перепады настроения — от местечковых комплексов до крымопупизма, от обидчивости до мании величия. В такой среде очень сложно прокачивать профессионализм: зачастую он не нужен, ибо все решается по знакомству. Сложно прокачивать волю — искушения шампанским и устрицами на каждом шагу, сложно прокачивать качество — мотивация «сделать лучше» беспощадно плавится под южным солнцем, и максимум, что от нее остается, это «просто сделать». И в итоге выходит ЧКХ — когда ты даже не хотел, как лучше, а вышло — что вышло.
ЧКХ — это когда у тебя есть все ресурсы, но тебе слишком непривычно и лениво трудиться: упорно, с любовью и на долгосрочную перспективу для всех. И ты не по-доброму смотришь на людей с материка, пытающихся это сделать.
Очень хочется, чтобы вместо ЧКХ была ЧКЛ — чисто крымская любовь: к родному полуострову и самим себе на этом полуострове.
ЧКХ (бизнес)
Ничего личного и логичного. О каких делах речь, когда море манит легким бризом, солнце палит нещадно, а длинноногие крымчанки как будто специально ходят мимо в ну очень коротких шортах.
Александр Черный
Бренд-амбассадор Инкерманского завода марочных вин:
ЧКХ — это когда договариваешься с человеком вчера встретиться сегодня, нужно все равно позвонить и уточнить. И когда вчера договаривались железобетонно, на следующий день ты можешь услышать — нет, я уже не могу. Происходит подобное и в продажах, тебе сначала говорят, что ты можешь получить заказ, а потом оказывается, что появилась тысяча и одна причина, почему теперь твой заказ недоступен. Абсолютная необязательность — отличительная черта крымчан.
ЧКХ (самосознание)
Не обязательно быть приезжим, чтобы заметить особенности нашего менталитета. Те, для кого Крым — родина, кто хочет что-то менять и стремится сделать его лучше, тоже говорят о явлении ЧКХ. Ярко это проявилось, например, на нашей стройке века. Работать местные жители на Крымский мост шли неохотно. Мы, конечно, им гордимся, но лучше подождем, пока достроят для нас, и будем сдавать жилье. Приедут же к нам по новому мосту. Все должно происходить самой собой и без усилий.
Александр Железняк
Экс-главный редактор National Geographic Traveler Russia
Работать в индустрии сервиса для севастопольца равно быть прислугой. Унизительно, однако. Но голод не тетка — приходится. И тогда клиент обязан почувствовать всю грусть несостоявшегося адмирала или адмиральши, готовой было отдать команду «пли!»... а тут вы со своими помидорами подешевле.
ЧКХ (островные реалии)
А если посмотреть на ЧКХ по-другому? С юмором и любовью. Петербуржцы, например, гордятся своей ЧПХ, этими поребриками, парадными и булками. У нас есть топики, мы можем съездить в Голландию, не покидая Севастополя, а за Перекопом земли нет, потому что море — оно тут, рядом.
Анастасия Зелинская
Директор галереи «Арт-Бульвар»
ЧКХ — это не про недобросовестных поставщиков, неулыбчивых официантов и высокие цены. Это про «ментальность островитянина», про коллективное поведение — неспешное, по-крымски расслабленное, жизнь на курорте накладывает свой отпечаток. Зато в таком темпе успеваешь главное — насладиться каждым днем, подставить лицо солнцу, проводить день закатом на море без угрызений совести и дедлайнов. Подождет. ЧКХ — это про размеренность и особое отношение к своему краю, которое основано на некоем чувстве врожденной причастности к великому прошлому и безусловной любви к крымской природе.
Текст: Валентина Васильева
Иллюстрации: Елена Мелькова
Комментарии (0)