Руководитель Центра искусств Art Vision развивает в Крыму инклюзивное творчество. В декабре в Симферополе в пятый раз прошел инициированный ею республиканский конкурс общественного признания для детей и молодежи с ограниченными возможностями «ПРЕГРАД НЕТ».
В прошлом году на Ялтинском форуме вам вручили награду «Лучший предприниматель года Республики Крым» в номинации «Социальное предпринимательство». При этом прибыль вы вкладываете в благотворительность. Как родилось это желание?
Мне дали премию не потому, что наш Центр искусств больше всех зарабатывает в сфере работы с детьми, а по той причине, что всю прибыль мы направляем на творческое развитие и социальную адаптацию детей с особыми потребностями. В этом году обучаем бесплатно или с большими скидками 195 детей.
Все началось в многодетной семье, нас пятеро: три брата и две сестры. Родители старались воспитывать из нас личности: мы играли на музыкальных инструментах, занимались акробатикой и танцами, учились экстерном. У нас пять композиторов в семье, папа был хормейстером, а мама библиотекарем, она часто устраивала нам интеллектуальные конкурсы. Потом мне этот опыт пригодился, когда я стала режиссером. Жили в селе Победное под Джанкоем. Чтобы ходить на занятия в город, вставали в пять утра и шли пять километров.
Когда мы выросли и устроились в жизни, родителям стало некого вдохновлять и развивать. Тогда мама открыла благотворительный фонд «Живая Вода», чтобы помогать уже не только своим детям. В 2004 году это стало семейным делом. На Украине не было государственных программ и субсидий, а просить мы не умеем и не любим. Одна известная женщина, увидев мои мытарства, сказала: «Женя, сначала заработай, а потом сама будешь решать, во что вложить». Некоторые сначала зарабатывают, а потом приходят к мысли, кому бы помочь, а другие пытаются что-то делать, но нет финансов, и тогда они идут в бизнес, чтобы самому заработать на благие дела.
В 2006 году я открыла Центр искусств Art Vision. Денег не было вовсе, на первое занятие в танцевальной студии пришла я одна, на второе подтянулась моя сестра. Весной занимали деньги, чтобы осенью их отдавать, и так каждый год, но руки не опускали. В то время мы жили возле интерната для глухих детей. Я пошла работать волонтером.
Когда пришла известность?
В 2011 году мне позвонили с проекта «Танцуют все» на телеканале СТБ: «Мы увидели ваш коллектив в интернете, вы – единственный в Украине Театр танца для глухих детей. Пожалуйста, приезжайте на прямые эфиры, мы хотим, чтобы вся страна увидела вас». Мы выступили на телевидении, и о нас узнали. На конференции по инклюзивному образованию в Крымском инженерно-педагогическом университете ко мне подошла одна из участниц — мама ребенка с синдромом Дауна. Увидев, как глухие дети танцуют, она предложила организовать занятия и для таких, как ее сын. Мы даже не заметили, как вырос наш Центр. После присоединения Крыма к России появилась государственная поддержка: благодаря ей мы смогли позволить себе большое помещение и ремонт.
Где вы находите средства на развитие Центра искусств?
Иногда нам удается получить субсидии, а в остальное время я вкладываю собственные деньги. Сейчас у нас в центре занимается более пятисот учеников, семьдесят из которых мы обучаем бесплатно, более ста двадцати пяти — ребята с особенными потребностями, к глухим постепенно подключились дети и молодежь с синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП. У нас есть детки с ДЦП, накануне открыли отделение для слабовидящих и с трудностями передвижения. Некоторых детей мы своими силами возим на конкурсы, недавно наш дуэт слабослышащих девочек стал лауреатом конкурса в Южном федеральном округе «Добрая волна» Игоря Крутого. Когда я начинала заниматься своим делом, мне казалось, рассказывать об этом вовсе не обязательно, а сейчас понимаю, если о твоей идее будут знать, у тебя будет больше возможностей, и ты сможешь вовлечь больше заинтересованных людей.
Что движет благотворительным фондом «Живая вода»?
К сожалению, нашей мамы не стало в 2011 году, и я решила продолжать ее дело. А в 2013-м наша семья воссоединилась как семейный ансамбль, мы одержали победу на шоу Константина Меладзе «Одна семья» и стали самой поющей семьей в Украине. Мы поехали на шоу, чтобы заявить о нашей мечте — строительстве инклюзивного центра.
Когда родилась эта мечта?
Знаете, живя в многодетной семье, ты не имеешь выбора, что поесть и одеть: все из секонда, а на обед макароны с луком. Уже после того, как я начала жить отдельно, долго не могла определиться внутри, чего бы мне хотелось. Только после смерти мамы поняла — хочу, чтобы дело моих родителей, которое я продолжила жило и после меня. Тогда я сформулировала свою идею, с которой мы пошли на шоу «Одна семья» — построить настоящий дом творчества. Мы хотели, чтобы вся страна услышала о проблеме адаптации особенных детей. Тогда это не получилось. Сейчас мы реализуем несколько основных проектов, также я инициировала стипендию имени Валентины Гарькавой: мы ежегодно награждаем талантливых и упорных ребят.
Как возникла идея основать премию «ПРЕГРАД НЕТ»?
Я всегда стараюсь мыслить масштабно, идеи идут впереди меня. Только отгремела премьера мюзикла, мы уже забыли о ней и работаем дальше, и так с любым проектом. Однажды на встречу общественников с представителями молодежи в Совете министров зашел Сергей Аксенов, чтобы поинтересоваться, какие есть идеи и что у нас на повестке дня. А у меня всегда припасена идея. Я рассказала о проекте «ПРЕГРАД НЕТ». Сергей Валерьевич сразу поддержал мое предложение — и в этом году мы отпразднуем пятилетие конкурса. Мы видим, как ребенок с огромным трофеем приезжает в свою деревню или город и вдохновляет таких же особенных мальчишек и девчонок начать свою собственную борьбу.
Текст: Дарья Осадчая
Фото: Катрин Хаванова
Комментарии (0)