Нападающий ФК «Севастополь» в футбольном сезоне 2018/2019 забил пять мячей и не собирается останавливаться. Его клуб пока на второй строчке турнирной таблицы, но все может измениться в ближайшее время.
Вы с детства играете в футбол, начав еще мальчишкой во дворах Умани и Славутича. Сразу поняли, что это призвание?
Я изначально знал, что футбол будет частью моей жизни. Возможно, повлияло то, что у меня не было такого количества игрушек, как у современных детей. На весь двор был один потертый мяч, ворота мы делали из портфелей. Домой было не загнать. Обуви и формы у нас тоже не было. Доходило до того, что один кроссовок у меня рвался, а второй оставался более-менее. Потом происходило то же самое с другой парой, и я мог запросто бегать в разных — брал более целые и все. Это было нормально, никто не обращал внимания. А вот мой сын сейчас занимается, и у него три пары обуви, своя форма. В моем детстве это была несбыточная мечта. Конечно, я не знал, что футбол станет моей профессией, не думал, что на этом можно зарабатывать. Но так удачно сложилось в жизни, что я занимаюсь любимым делом и получаю за это деньги.
Когда говорят, что играют в футбол не ради денег, то лукавят
В профессиональный спорт вы попали не сразу. Пока служили срочную службу на фрегате «Гетман Сагайдачный», не было тоски по игре?
Конечно, на фрегате мы не играли в футбол, но нас отпускали на поле, был хороший командир. Кроме того, я ходил в увольнение, мог играть с любителями. Мне хотелось развиваться, быть лучше, побеждать. Когда мы были на учениях в Турции, Греции, Израиле, там устраивали турниры между кораблями. Так что практика была. Конечно, не современный стадион с отличным покрытием, но достаточно, чтобы играть и пытаться стать сильнее, быстрее, ловчее.
Никогда не хотелось сменить профессию?
Нет, это мое призвание. Но важно понимать, что любой спорт — это тяжелейший труд. Если говорить о футболе, то нужно выкладываться на сто процентов как на тренировках, так и на поле. Есть мнение, что футболисты — лоботрясы. Носятся по полю, мяч гоняют, не работают, а отдыхают только. Еще и с пользой для здоровья — все подтянутые, стройные. На самом деле, это не так. Ты посвящаешь себя этому делу с утра до вечера. Был интересный случай. Я поехал к родителям на Украину, встретился там с одноклассником. Он спросил меня, чем занимаюсь. Ответил, что играю в футбол. Следующий вопрос: «А работаешь-то где?» Сказал, что это моя профессия, я зарабатываю деньги. Он тогда с сожалением в голосе добавил: «И почему я, дурак, не пошел в футбол играть…» Такое отношение бывает часто. Кроме того, многие забывают о травмах. Они могут помешать играть дальше, а это значит, что карьера может завершиться даже в двадцать пять лет.
Мы не можем быть на поле до семидесяти лет, нам нужно зарабатывать на годы вперед
Футбол — это еще и драйв, адреналин. Когда весь стадион кричит твою фамилию после гола, это очень мотивирует.
Конечно. Но сейчас болельщиков стало в разы меньше. До 2014 года наша команда была в Премьер-лиге, мы играли с сильнейшими противниками Украины. Наши болельщики привыкли смотреть на команды уровня «Динамо» или «Шахтера». Когда я приезжал после матча во двор своего дома, меня встречали, как на стадионе. Во время наших игр рядом с полем машины негде было припарковать, люди висели на деревьях, стояли весь матч на холме над стадионом. В Крымском футбольном союзе несколько иначе — играют только свои, все с полуострова. Это не тот уровень, что был раньше. Но все же нужно выкладываться на сто процентов, иначе незачем выходить на поле. Мы стараемся показывать интересный футбол.
С учетом изменений масштаба игры — как сейчас выглядит ваш обычный день?
Если честно, я очень люблю поспать. Но даже сейчас это не получается. Теперь у меня есть семья: жена, дочь и сын. Я встаю обычно в полвосьмого, отвожу сына на тренировку, а дочку в детский сад. Потом могу заняться своими делами до тренировки, которая начинается в три часа дня. Но я не могу пойти в бар с друзьями или загорать весь день на пляже. До тренировки нужно беречь силы, нагрузки должны быть минимальными, хотя и расслабляться сверх меры тоже нельзя.
Как семья относится к вашей работе?
Сын, возможно, сам станет футболистом, ему это интересно. Он ходит на тренировки постоянно, причем даже в плохую погоду. Недавно у них было занятие, когда шел дождь. Он, даже несмотря на легкий кашель, решил идти. Падал в лужи, вставал, бежал дальше. Я ценю это. Что касается супруги, то она до сих пор может путать какие-то понятия в футболе, термины, правила. Меня это абсолютно не смущает. Ее задача в другом — чтобы дома все было хорошо. Если она не помнит, что значит «вне игры» — это мелочь. Хотя знаю, что у многих есть жены, которые знают все правила, особенности тактики на поле и еще многое. Но у меня иная позиция. Главное, чтобы дома было хорошо, чтобы после матча или тренировки хотелось быстрее приехать, обнять всех, побыть вместе.
Но вы сами смотрите футбол? Болеете эмоционально?
Нет, я абсолютно спокоен. Наблюдаю за тем, как игроки делают передачи, держат мяч, простреливают по воротам, подают угловые и многое другое. На прошедшем летом Чемпионате мира я просто смотрел футбол. Конечно, удивила Россия. Была доля везения, но везет сильнейшим. Кстати, спортсмены очень суеверны. Например, могут выходить на поле только с правой ноги или обувать в раздевалке сначала правую ногу. Обручальные кольца заклеивают пластырем. Хотя есть и те, кто не верит в приметы. Бразильцы могут выйти на поле с музыкой в наушниках, пританцовывая.
А вы верите в приметы?
Я верю в то, что труд дает результат. И в то, что спорт — это каждодневная тяжелая работа, которую нужно выполнять, несмотря на плохое настроение или травмы. Тем, кто не связан с футболом, тяжело понять это. Но задумайтесь, спортсмены готовятся к Олимпиаде четыре года, чтобы выступить в течение двух-трех минут. Для кого-то это странно, а для меня только так и правильно.
Текст: Валентина Васильева
Фото: Катрин Хаванова
Комментарии (0)