-
Алексей Артамонов
.
-
Портреты. Алексей Артамонов_члб Куратор и кинокритик стал программным директором Международного фестиваля
дебютного кино в Новой Голландии, который (надеемся!) впервые пройдет
этим летом в Петербурге.Как вы и команда Новой Голландии сформулировали для себя главный стейтмент киносмотра?
Международный фестиваль дебютного кино — логичное продолжение устремлений проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация». Ведь тот с самого начала был платформой для молодых креативных людей, у которых много идей и энергии, но недостаточно ресурсов, чтобы о себе заявить. Так, и молодой кинематограф активно развивается, но не всегда доходит до зрителя и получает должное внимание. При этом мы решили поддерживать определенный тип кино — смелое, в большой степени экспериментальное, которое не боится переопределять само себя. Не менее важно, что фестиваль международный. Было бы провинциальным замыкаться в локальном контексте. К тому же, как доказывает опыт, например, Кантемира Балагова, многие наши авторы ни в чем не уступают своим зарубежным коллегам. Тем интереснее создать в рамках программы фестиваля диалог между начинающими режиссерами из разных стран, которые делают чуть более радикальные вещи, чем мы привыкли видеть в кинотеатрах или даже на крупных киносмотрах.Получается, фестиваль больше про highbrow-культуру, а не зрительское кино?
Мы не мыслим в категориях highbrow и не пытаемся создать эстетский киносмотр, но та или иная степень бескомпромиссности, конечно, есть. По крайней мере, в выборе конкурсных фильмов. Потому что нет смысла, собирая не очень большой фестиваль, делать его конвенциональным. Мы подбираем работы, в каждой из которых есть своя собственная идея кинематографа и представление о том, каким кино может быть и куда оно движется. Что касается программы фестиваля в целом, соблюдем баланс — будут и более громкие фильмы, премьеры ожидаемых картин, встречи и паблик-токи. Весь смотр рассчитан в первую очередь на зрителей. Понятно, что ожидается профессиональная публика, журналисты, но на все показы можно купить билеты и по доступным ценам. Сеансы будут проходить не только в Новой Голландии, поэтому все желающие смогут на них попасть. Вообще, Петербург — большой город, в нем много людей, которые открыты к смелым киноработам, но не имеют каналов, по которым могли бы о них узнать больше.Весь смотр рассчитан в первую очередь на зрителейПрием заявок на участие в конкурсе продлится до 10 апреля. Можно ли уже судить, сколько картин будет в программе?
Пока планируем девять фильмов в полнометражном конкурсе. В короткометражном точной цифры не будет до последнего, потому что ленты разного хронометража, но уже рассчитываем, что сможем устроить как минимум пять сеансов, то есть достаточно много. Наши формальные требования: для полнометражных картин — первые и вторые игровые работы продолжительностью больше 45 минут. Для короткометражных — документальные, экспериментальные и игровые фильмы продолжительностью до 45 минут, снятые режиссерами, не дебютировавшими в полном метре. Мы хотим, чтобы в отобранных лентах были гендерный баланс, географическое разнообразие (насколько оно возможно), представлены разные типы кино, а фильмы друг друга не дублировали. Кинематограф — живая материя, которая постоянно развивается в разные стороны, и задача куратора в том, чтобы найти самые яркие необычные экземпляры, а не направить это в единое русло.Тяжело ли готовить международный фестиваль и как сделать так, чтобы заявки приходили к вам со всего мира?
В России не так много международных кинофестивалей — по крайней мере, у нас в Петербурге нет их переизбытка. Поэтому появление нового вызывает резонанс. Например, о нас написало одно из самых авторитетных зарубежных изданий о кино Variety. Также свою роль играют авторитет директора нашего киносмотра Александра Роднянского и кураторский выбор фильмов, что был в прошлом году на превью фестиваля. В рамках трехдневной программы мы показали «Гив ми либерти» живущего в США режиссера Кирилла Михановского, «Сувенир» британки Джоанны Хогг (с актерским дебютом Онор Суинтон-Бирн, дочери Тильды Суинтон), картину перспективного китайского кинематографиста Би Ганя «Долгий день уходит в ночь», зарисовку из жизни галисийской деревни «И придет огонь» Оливера Лаше, а также фильмы учеников Александра Сокурова: «Дылду» Кантемира Балагова и «Мальчика русского» Александра Золотухина.Как вы стали программным директором фестиваля?
Мои родители окончили Историко-архивный институт, который ныне часть РГГУ: мама работала там же в секретариате, отец — бухгалтер. А я просто с детства любил кино. Мое первое высшее образование экономическое, но уже во время учебы я сдвинул фокус интереса в сторону кинематографа. Даже диплом писал по рынку авторского кино. С тех пор моя работа так или иначе связана с кинематографом. Я был продавцом в киномагазине, тогда же начал писать для разных изданий. Сотрудничаю с фестивалями — например, сейчас с Lisbon & Sintra Film Festival. Это киносмотр самого известного в Португалии кинопродюсера Паулу Бранку — он ветеран авторского кино, работал с Вимом Вендерсом и Раулем Руисом.Международный фестиваль дебютного кино в Новой Голландии заявлен на июль этого года. Алексей писал для журналов «Сеанс», «Искусство кино», работал пресс-секретарем Государственного центрального музея кино. Куратор программ для «Медиа Форума» Московского международного кинофестиваля и фестиваля «Послание к человеку».Текст: Михаил Стацюк. Художник: Алиса Гвоздева