-
Алена Михайлова
универсальная амазонка нового русского кино
-
Михайлова Где правда? Если взять две ваши самые «хайповые» роли — Марину из «Чик» и беспризорницу Муху из криминального сериала «Водоворот», обе эти героини — женщины замкнутые и не самые общительные. Вы же производите впечатление вполне жизнерадостного человека.
Я противоречивая. Всегда веселая Алена из инстаграма — это только часть меня, хотя люди об этом и забывают, и идеализируют. Я могу встать не с той ноги, ругаться. Могу наоборот быть доброй и милой — в общем, разной. Настроение, погода, то, что происходит на работе — все на меня влияет. Я вообще могу быть невыносимой! И, кстати, я сталкивалась с моментами, когда друзья принимали меня только ресурсной и общительной. А это вообще не про дружбу. Я ценю людей, которые принимают меня и терпят мой характер.Тогда как не растерять душевный ресурс, когда тебя узнают на улицах и не дают побыть наедине с собой?
Сейчас я курсирую по маршруту «дом-работа-работа-дом», так что с людьми особо не пересекаюсь. Времени нет ни на что, еле успеваю поесть и поспать. И, честно говоря, не могу сказать, что жить в таком режиме классно. Что делаю? Стараюсь разгружать мозг: медитирую, танцую. А когда, наоборот, хочется общения — лезу в инстаграм, отвечаю в директе. Сейчас у меня 60 тысяч подписчиков, их число растет, и если честно, я не понимаю, как живут те, у кого их 4 миллиона. Это с ума можно сойти. Хотя такие, наверное, и сообщения не читают.
Ваши 60 тысяч — это очевидно уже не предел. Внимание пришло именно после «Чик»?
Да, наверное. Причем такого успеха я не ожидала. Это вообще единственный проект, когда я совсем не представляла, что будет на выходе.
Сейчас вы живете в таком ритме, что впору заказывать маховик времени — как сниматься в нескольких проектах сразу и успевать что-то еще?
Да нет ни на что времени! Мозг настолько перегружен, что иногда кажется, будто я вообще ничего уже не понимаю. Когда одновременно снимались «Чики» и «Водоворот», я пообещала себе больше никогда не соглашаться на параллельные съемки. Но снова вписалась в несколько — вот где у человека мозг? (Смеется.) Да, проекты интересные и, надеюсь, все сложится. (Алена снимается в историческом криминальном сериале «За час до рассвета» с Константином Хабенским и в сериале «Клиника счастья» с Дарьей Мороз и Анной Уколовой. — Прим. ред.) Но также надеюсь, что после съемок наконец уеду отдыхать — может быть, границы откроют, и я съезжу в Южную Америку, куда давно хочу.Создатели «Чик» говорят: сериал выстрелил, потому что его делала компания друзей. Как вы стали частью этой компании?
Мне позвонила Варя Шмыкова, с которой мы еще и знакомы-то не были, и сказала, что мой номер просит режиссер. Потом мы с Эдиком (Эдуард Оганесян, режиссер сериала «Чики». — Прим. ред.) встретились в Москве. Ну как не согласиться, когда он так горел этой идеей, а актерский состав такой крутой? А подружились мы с девчонками сразу. Сейчас вне площадки-то мы особо не общаемся, иногда только списываемся. А при этом как будто семья.
Кино, которое делают ваши ровесники, — оно какое?
Меняющее индустрию в нужную сторону. Ира Горбачева как-то сказала, что в России долгое время снимались исключительно продюсерские картины, сейчас не так — над фильмом полноправно работает вся группа. Мне кажется, именно мои ровесники, 20–30-летние, свободные и бесстрашные, могут что-то изменить. Это бунтарский дух, который не описать.
Вы родились и выросли в Перми, но, как и многие, решили уехать.
Конечно, хотелось чего-то большего, не упираться в потолок. Внутри меня был движок, и имя ему ненависть. Даже не могу сказать, к чему именно.В Перми в детстве вы занимались легкой атлетикой. Что из спортивных привычек осталось?
Дисциплина, характер, четкий распорядок дня — короче говоря, как в армии. Про закалку характера — не пустые слова: однажды в детстве я вернулась с занятий, легла на диван, почувствовала боль в пояснице и просто не смогла встать.Так продолжалось два дня: я не могла ходить, меня носили в ванную на руках. Потом отпустило. До сих пор не знаю, что это было, но после такого ничего не страшно.
От перфекционизма, который принес спорт, стараюсь избавляться. Пытаюсь, например, не сходить с ума из-за разбросанных вещей. У меня есть проблема: когда нервничаю и не могу успокоиться, начинаю все перекладывать и прибираться. Прямо психоз! Стараюсь с собой бороться.
Кроме спорта, были еще и хореография, и модельный бизнес. Теперь вы актриса. Остановитесь на этом или будете Юлием Цезарем?
Теперь я редко соглашаюсь на модельные съемки, мне это не особо интересно. Но вот когда только переехала в Москву, модельные фото очень помогли для составления портфолию. Сейчас меня увлекают другие вещи — музыка, танцы. Я училась играть на фортепиано, на самоизоляции вообще репетировала с барабанной установкой.
Востребованность, которая у вас появилась в том числе благодаря «Чикам», — это радостно, но волнительно. Как этим верно распорядиться? На что согласиться, а от чего отказаться? Переживаете ли вы по этому поводу?
Вот сейчас мне это сильно мешает! С одной стороны, приятно, что зритель посмотрел твой первый, второй, третий проект — и люди за тобой идут, начинают тебе доверять. И очень не хочется это доверие потерять. Сняться где-то не там, сделать что-то не так. Бывает, что подбегают и говорят: «Ты лучшая актриса в России!» И тебе вроде бы и приятно, а с другой стороны, это такие громкие слова — такая бетонная плита ответственности.
Что в актерской профессии дается вам сейчас наиболее тяжело?
Сейчас мой челлендж — комедийные роли, и мне было страшновато на них соглашаться. Драму я сыграю легко — вот хоть прямо сейчас заплачу. А комедию играть никогда не пробовала. Вот и проверим.
Недавно меня приглашали на работу в театр — я очень этого ждала. Но театральные репетиции невозможно встроить в съемочный график. Пришлось отказаться. Хотя играть один-два спектакля в месяц мне было бы интересно.
Что представляет из себя ваша идеальная съемочная ситуация — каким должен быть сценарий? Партнеры?
Идеальная съемочная ситуация — это когда мы никуда не спешим. Когда у тебя есть время на дубли и на разбор сцен. Когда есть время на поиск, а не так: сняли — нормально, надо бежать дальше. Как правило, везде так происходит, и это норма. Это очень сильно меня бесит. Так же, как и других актеров, режиссеров — всех, кто в этом процессе участвует. Потому что хочется делать качественные вещи, а подготовки к съемкам обычно не бывает, либо она какая-то мало-мальская. Поэтому на площадке требуется время, а его нет. Нужна либо полноценная подготовка, либо время на площадке. Обычно в кино, к сожалению, нет ни того, ни другого. И, естественно, все упирается в деньги. Хочется, чтобы выделялось больше денег. Чтобы люди были с головой, чтобы хотели делать классно, а не тяп-ляп, просто чтобы быстро положить денежки себе в карман. А все остальное сложится в процессе. Время — самый ценный ресурс.Вы красивая. Это может мешать? Часто ли говорят: она слишком привлекательная, не сыграет условную Муху. Как преодолеть барьер чужого восприятия? И нужно ли это делать?
У каждого свое мнение. Кто-то считает, что я страшная, кто-то считает — красивая. Я вижу себя в зеркале каждый день — какие-то вещи мне нравятся, какие-то — не очень. Где-то мне бы хотелось что-то добавить. Но вот сейчас, к 25 годам, я уже как минимум научилась принимать себя.
А вот барьер чужого восприятия никак не преодолеть. Если у человека есть призма, через которую он тебя пропускает, ничего ты с этим не сделаешь. Только потеряешь время, если будешь пытаться кого-то в чем-то переубедить.
Ваша первая главная роль — аферистка Вера в фильме «Люби их всех» режиссера Марии Агранович. Говорят, вы явились на пробы к Маше и с порога заявили, что вам не нравится сценарий. Такая прямота в вашем характере?
Сейчас я стараюсь быть прямой со всеми. Хотя это не всегда мне в плюс. Говоря правду, надо понимать, что ты становишься неудобным, иногда становишься козлом отпущения — ведь чаще всего люди правду слышать не хотят. И я готова бороться с этой несовершенной системой в кино.
Молодой артист может позволить себе отстаивать свои права, вкусы и интересы, а не идти на поводу того, что ему предлагают и навязывают?
Меньше всего я бы хотела, чтобы меня любили все. Потому что, когда тебя будут любить все (если это вообще возможно) ты перестанешь быть собой. Это как раз называется быть удобным для всех. И жить, я считаю, не своей жизнью. А я хочу жить своей жизнью, говорить, что думаю, делать, что я хочу, и быть неудобной.Какие травмы и привычки оставили вам ваши героини? (например, Нагиев рассказывал, что у него после «Прапорщика Задова» глаз долго дергался, а Татьяна Васильева еще долго смеялась, как ее героиня из «Самая обаятельная и привлекательная»).
Глаз у меня не дергался, и ничего подобного не было. Но да, какие-то роли иногда расшатывают психику и в целом все оставляют в тебе свой след.
Часто ли приходится делать что-либо вопреки?
Я стараюсь делать, то, что я хочу и что мне нравится. Но история с кино у меня скорее вопреки. Это вызов и преодоление страхов. Кино — это