NOIZE MC
шум и ярость
Иван Алексеев в последнее время исполняет скорее поп-панк с социальными текстами, однако на фестивале Rap.ru овациями встречают именно его.
Так что же такое рэпер Noize MC? Ведь со своим репертуаром вы и в рок-тусовке не затеряетесь.
Ну, так проще. Рок — среда реакционная и к речитативу относится более насупленно и строго, чем рэперы к гитарным риффам. А хип-хоп — молодая, менее кон- сервативная субкультура.
Откуда в ваших текстах социальный подтекст?
На данный момент рэп — жизнеспособная форма, которая способна реагировать на происходящее вокруг.Рок ушел либо в абстрактный астрал, либо в наи- вные песенки о любви. Я виню во всем 1990-е — мода на бессмысленные тексты пошла оттуда. Мне кажется, в какой-то момент рокеры чересчур уж наворотили образов и отсылов к книжкам. И аудитория просто перестала их понимать. А исполнители, пришедшие на смену, подумали: «Какого хера заморачиваться, и так непонятно, кто что блеет». И это породило ситуацию, кото- рую мы наблюдаем по сей день: сплошная мумий-тролльщина.
А вам не нравится «Мумий Тролль»?
Ну нет, крутая группа, и альбом «Морская» я до сих пор с удовольствием слушаю. Но они все-таки вколачивали последние гвозди в гроб музыкального месседжа. Вот говорят, что рок-н-ролл мертв, а рэп тогда тем более мертвая х...ня. Я вообще считаю, что любой жанр — лишь подход к созданию музыки. Пока есть исполнители, которые умудряются говорить важные вещи и собирают вокруг думающую аудиторию, — жизнь продолжается.
А почему шансон не стал музыкой протеста, ведь в 1990-х он появился именно с таким посылом?
Шансон — всегда об упущенных возможностях, это музыка лузеров и отстойной ностальгии. Не люблю, когда уголовщина возводится в культ. В этом нет никакой романтики и щемящей тоски. Это полный кал, я против.
Вы выступаете против националистов, ультраправых и поете о «понаехавших провинциалах».
Я удивлен, что многие не видят в этой песне иронии. Надо все-таки слова слушать: «В самом центре Красной площади лежит коренной москвич, некто Ульянов, он же Ленин Владимир Ильич». Я сам нелегал! Тусуюсь в Москве давно, а временную регистрацию себе сделал месяц назад, когда получал визу в Индию. До этого ходил с просроченным листочком, что я студент и живу в общежитии, любой мент мог меня загрести.
Я видел, как после концерта к вам с просьбой сфотографироваться подошли трое полицейских, о которых вы в песнях отзываетесь совсем не лестно.
Я что, должен его на х...й послать за то, что он в ментовской форме? Профессия полицейско- го все-таки необходима обществу, никуда не деться. Другое дело, что это коррумпированная система. Я против системы, а не конкретного ее элемента, который может быть грамотным и порядочным.
Ваши песни на тему аварии с участием автомобиля вице-президента «ЛУКОЙЛа» «Мерсе- дес 666» и «Мерседес 777» в итоге принесли пользу?
Не знаю. Я так понял, что это дело в очередной раз было реанимировано и сейчас решается на европейском уровне. Я надеюсь на одно, и утешаю себя этим: если в Баркове есть что-то человеческое, может, ему хотя бы кошмары снятся.
После этих песен о вас заговорили.
Обо мне просто стали писать общественно-политические СМИ, которые до этого не про- являли интереса к хип-хопу. Нельзя сказать, что это сделало меня более популярным среди тех людей, которые и так ходили на концерты. Но музыка — инструмент, которым можно обратить внимание людей на происходящее вокруг. Я давно понял, что большинству людей просто пох...й. Для них это информационный шум, они не готовы объединиться и бороться. Песни, к сожалению, никому ни на что не открывают глаза. Но я буду продолжать говорить то, что меня волнует, и делать это максимально искренне. Я не питаю иллюзий, что это поможет что-то изменить. Я вижу свой вклад в развитие гражданского общества исключительно в том, что совсем молодые люди будут понимать: нужно высказывать свое мнение, мириться с происходящим не стоит. Надеюсь, мои песни сформируют у них жизненную позицию, отличную от той, что демонстрируют мои сверстники. У меня надежда только на следующее поколение, и моя задача — задать людям новые стандарты социального поведения. Вот и все.
Существует стереотип, что рэпер — уличный пацан. Вы же не вписываетесь в схему: музыкальная школа, общеобразовательная с золотой медалью, РГГУ.
Это, конечно, очерняющие меня факты, но я вынужден нести свое бремя сквозь грязь этих улиц. (Смеется.) Мне насрать на стереотипы.
Какое будущее у русского рэпа?
Весь вопрос — в людях, которые, используя этот жанр, способны говорить что-то вдохновляющее. Я боюсь того, что рэп сам в себе захлебнется и превратится в коммерческую жвачку, как это в итоге и произошло на Западе.
Комментарии (4)