За два года, прошедшие после реконструкции, Александринский театр поднялся на новый уровень, и главную роль в этом сыграл его художественный руководитель. По итогам 2007-го критики назвали Александринку самым успешным театром сезона, а спектакль Фокина «Живой труп» по пьесе Льва Толстого был выдвинут на «Золотую маску» в номинации «Драма большой формы».
Я бы сравнил работу режиссера с работой хорошего сыщика. Ты постоянно исследуешь, изучаешь, пытаешься восстановить целое через детали. Такие разные профессии, но для меня они похожи по своей остроте и выбросу адреналина.
На сцене можно поставить все что угодно: стихотворение, сон… Да одна-единственная фраза может быть толчком к сочинению спектакля. Отсутствие привычной драматургической конструкции вообще ничего не значит. За сто лет существования режиссерской профессии это стало совершенно очевидным.
Есть примеры замечательных спектаклей-долгожителей: «Арлекин» Стрелера, идущий более шестидесяти лет, «Братья и сестры» Додина. Но, к сожалению, гораздо больше других примеров. Считаю, что спектакль нужно все время корректировать – мизансцены, смыслы, вводить новых актеров. Кто-то лучше, кто-то хуже, но они всегда привносят живую энергию.
Театр одновременно и командная игра, и структура со строгой иерархией. А в любой командной игре должен быть лидер. Как только ты отпускаешь ситуацию, начинается хаос, к которому склонен театральный организм, и тогда все может рухнуть. Так что здесь должна быть диктатура, но диктатура добровольная, о которой говорил Товстоногов, – когда артисты сами принимают условия игры и правила режиссера.
Очень люблю смотреть футбол. Он даже заставляет на какое-то время забыть о работе. Хотя настоящий футбол – тот же театр. Классный футбол становится искусством!
Комментарии (0)