Прежний институт звезд дал крен. Художники перехватили эстафету у актеров и музыкантов: сегодня арт-жесты обсуждают не меньше, чем блоги и сплетни. Общественный деятель Тина Канделаки и автор проектов «Ноль рублей» и Gop-Art Кирилл Шаманов объясняют, как искусство встало на рельсы шоу-бизнеса.
Кирилл: ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА – БЫСТРО СТАТЬ ПОПУЛЯРНЫМ. Другого выбора сейчас нет. Если ты даешь новость, ее должны процитировать сто сайтов. Если меньше – ты му…ак, не отражаешь современность. Наш проект Tajiks-Art – копирование мировых шедевров силами среднеазиатских рабочих – такую известность получил. А возник он, когда молодые художники и ученые Петербурга поняли, что в арт-Москве мы на положении гастарбайтеров: приехали, поработали, получили немного денег и обратно. Так мы подумали, что если русские художники копируют западных, то и таджики вполне могут делать современное искусство за нас.
Тина: Другой проект Кирилла – Gop-Art, искусство, доступное пацанам с окраин, – тоже смешной и крутой, о нем хочется рассказать своим друзьям. Слишком серьезные начинания всегда вымученные и не становятся классикой. Юмор и ирония вызывают большую симпатию и теплоту, чем нечто, навязанное с предпосылкой «это искусство и потому обязательно должно нравиться».
Кирилл: Со зрителем нужно говорить на его языке. Известным становишься, будучи понятным большой аудитории. А у нас огромное количество имен в художественной сфере являются продуктами искусственной раскрутки. Кураторы отбирают их, исходя из идеологических и собственных вкусовых предпочтений, а галереи продавливают на рынок.
Тина: Узнаваемость нужна художнику и для того, чтобы служить ролевой моделью. Ребенок захочет заняться искусством тогда, когда будет знать об успехах тех, кто уже выбрал это своим делом. Cейчас художник – герой, общественно значимая фигура, на которую хочется походить.
Кирилл: Тем более что происходящее на телевидении, в прессе не так интересно, как жизнь мира современного искусства. Информация теперь распространяется горизонтально, быстро: в Интернете самое востребованное сразу разлетается, и сейчас это работы художников. Сегодня, если ты что-то напишешь в Питере, тебе тут же могут ответить из Америки: мгновенные отклики дают почувствовать собственную значимость и корректируют работу над проектом. Я сам появился только благодаря Сети.
Тина: Сейчас даже сотового телефона достаточно, чтобы огромная аудитория была в курсе того, что делает художник. У каждого в руках – мощнейшие пиар-ресурсы, с помощью которых можно о любом своем творении моментально оповещать миллионы: блоги, twitter и прочие. С появлением разных гаджетов технические ресурсы отдельных людей в плане распространения информации сравнились с возможностями корпораций.
В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ВСЕМИ МЕДИА НАЧНУТ УПРАВЛЯТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ. Показательна история с Эдуардом Хилем. Запись «Трололо» лежала и пылилась, а интернет-сообщество дало песне вторую жизнь, и какую! Для художников должны работать те же схемы, что и для поп-звезд и бизнесменов.
Последние, кстати, особенно те, кто перешагнул за «ярд», не скажут, что делают деньги ради денег. Они просто реализуют собственные идеи, и это приносит прибыль.
Кирилл: Вот и мы сами зарабатываем и даем возможность другим. Нас обвиняют в унижении человеческого и национального достоинства, но что такого в занятии живописью? Эксплуатировать таджиков и платить им копейки – это нормально, а предлагать писать картины преступление? Говорить, что художник должен быть голодным, – значит предложить ему сдохнуть. Хотя, поставив себе целью только обогащение, художник становится рабом.
Тина: Я тоже не считаю, что художнику надо быть голодным. Искусство, как и человек, требует пищи. Если нет вливаний – нет ни интереса, ни мотивации. Чем больше у творческого человека возможностей, тем больше он может созидать. Голод не поставляет свежие идеи. Но состоятельный художник многим людям кажется бездарным, потому что в потребительском мире критерием успеха является монетизация. А ТАЛАНТ ОБСЧИТАТЬ НЕВОЗМОЖНО. В РОССИИ ЕГО ВООБЩЕ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИЗНАЮТ ПОСЛЕ СМЕРТИ, афоризм «нет пророков в своем отечестве» – про нас.
Кирилл: Сейчас для этого есть причины: ни один из русских художников не оригинален. Даже с моим скромным образованием понятно, что все они занимаются повторами и самоповторами. В постмодернистской ситуации, прорываясь вперед, ты автоматически попадаешь туда, где кто-то до тебя уже был. Тебе кажется, что ты первый, а там уже налажено двустороннее движение. Самобытных художников очень мало во всем мире. А в России, где нет системы образования и поддержки искусства, дело обстоит еще хуже, чем в других странах.
Тина: Но ведь найти свой почерк, отражая реалии сегодняшнего дня, сложно. Возможно, по вечным вопросам великим удавалось высказаться лучше. Однако это не значит, что можно не уважать попытки поиска собственной индивидуальности.
Кирилл: Я возлагаю надежды на поколение молодых деятелей арт-рынка. Это дети богатых родителей, они отучились в Лондоне и ориентируются в современном искусстве. В деньгах они, как правило, не нуждаются, это важно. Предыдущие поколения наших сограждан прошли через бедность и настроены очень коррупционно. ГОСУДАРСТВО МОЖЕТ ВЫДЕЛЯТЬ НА КУЛЬТУРУ ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ, НО ИХ БУДУТ ТРАТИТЬ НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ. На самом деле проект-бомбу можно реализовать и минимальными средствами, Tajiks-Art это доказывает. Главное – не тратить деньги на х…ню. В рамках фестиваля «Живая Пермь» я курирую выставку «Gop-Art. Пацанале», которая откроется 6 июня в Перми. В ней птичий язык современного искусства мы подвергнем испытанию феней и региональными урбанистическими жаргонами. После Перми она будет показана в Москве, Петербурге и за границей – это очень недорогая, но шумная выставка.
Тина: А я сейчас занимаюсь продвижением образовательного проекта, направленного на поддержку молодых талантов России. Моя цель – создание в Интернете портала для консолидации всех одаренных людей России, не имеющих возможности реализоваться в одиночку. Предложения по его созданию публикуются на сайте Talant.slinkset.com. Лучшие идеи определят сами пользователи путем голосования.
Кирилл: ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА – БЫСТРО СТАТЬ ПОПУЛЯРНЫМ. Другого выбора сейчас нет. Если ты даешь новость, ее должны процитировать сто сайтов. Если меньше – ты му…ак, не отражаешь современность. Наш проект Tajiks-Art – копирование мировых шедевров силами среднеазиатских рабочих – такую известность получил. А возник он, когда молодые художники и ученые Петербурга поняли, что в арт-Москве мы на положении гастарбайтеров: приехали, поработали, получили немного денег и обратно. Так мы подумали, что если русские художники копируют западных, то и таджики вполне могут делать современное искусство за нас.
Тина: Другой проект Кирилла – Gop-Art, искусство, доступное пацанам с окраин, – тоже смешной и крутой, о нем хочется рассказать своим друзьям. Слишком серьезные начинания всегда вымученные и не становятся классикой. Юмор и ирония вызывают большую симпатию и теплоту, чем нечто, навязанное с предпосылкой «это искусство и потому обязательно должно нравиться».
Кирилл: Со зрителем нужно говорить на его языке. Известным становишься, будучи понятным большой аудитории. А у нас огромное количество имен в художественной сфере являются продуктами искусственной раскрутки. Кураторы отбирают их, исходя из идеологических и собственных вкусовых предпочтений, а галереи продавливают на рынок.
Тина: Узнаваемость нужна художнику и для того, чтобы служить ролевой моделью. Ребенок захочет заняться искусством тогда, когда будет знать об успехах тех, кто уже выбрал это своим делом. Cейчас художник – герой, общественно значимая фигура, на которую хочется походить.
Кирилл: Тем более что происходящее на телевидении, в прессе не так интересно, как жизнь мира современного искусства. Информация теперь распространяется горизонтально, быстро: в Интернете самое востребованное сразу разлетается, и сейчас это работы художников. Сегодня, если ты что-то напишешь в Питере, тебе тут же могут ответить из Америки: мгновенные отклики дают почувствовать собственную значимость и корректируют работу над проектом. Я сам появился только благодаря Сети.
Тина: Сейчас даже сотового телефона достаточно, чтобы огромная аудитория была в курсе того, что делает художник. У каждого в руках – мощнейшие пиар-ресурсы, с помощью которых можно о любом своем творении моментально оповещать миллионы: блоги, twitter и прочие. С появлением разных гаджетов технические ресурсы отдельных людей в плане распространения информации сравнились с возможностями корпораций.
В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ВСЕМИ МЕДИА НАЧНУТ УПРАВЛЯТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ. Показательна история с Эдуардом Хилем. Запись «Трололо» лежала и пылилась, а интернет-сообщество дало песне вторую жизнь, и какую! Для художников должны работать те же схемы, что и для поп-звезд и бизнесменов.
Последние, кстати, особенно те, кто перешагнул за «ярд», не скажут, что делают деньги ради денег. Они просто реализуют собственные идеи, и это приносит прибыль.
Кирилл: Вот и мы сами зарабатываем и даем возможность другим. Нас обвиняют в унижении человеческого и национального достоинства, но что такого в занятии живописью? Эксплуатировать таджиков и платить им копейки – это нормально, а предлагать писать картины преступление? Говорить, что художник должен быть голодным, – значит предложить ему сдохнуть. Хотя, поставив себе целью только обогащение, художник становится рабом.
Тина: Я тоже не считаю, что художнику надо быть голодным. Искусство, как и человек, требует пищи. Если нет вливаний – нет ни интереса, ни мотивации. Чем больше у творческого человека возможностей, тем больше он может созидать. Голод не поставляет свежие идеи. Но состоятельный художник многим людям кажется бездарным, потому что в потребительском мире критерием успеха является монетизация. А ТАЛАНТ ОБСЧИТАТЬ НЕВОЗМОЖНО. В РОССИИ ЕГО ВООБЩЕ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИЗНАЮТ ПОСЛЕ СМЕРТИ, афоризм «нет пророков в своем отечестве» – про нас.
Кирилл: Сейчас для этого есть причины: ни один из русских художников не оригинален. Даже с моим скромным образованием понятно, что все они занимаются повторами и самоповторами. В постмодернистской ситуации, прорываясь вперед, ты автоматически попадаешь туда, где кто-то до тебя уже был. Тебе кажется, что ты первый, а там уже налажено двустороннее движение. Самобытных художников очень мало во всем мире. А в России, где нет системы образования и поддержки искусства, дело обстоит еще хуже, чем в других странах.
Тина: Но ведь найти свой почерк, отражая реалии сегодняшнего дня, сложно. Возможно, по вечным вопросам великим удавалось высказаться лучше. Однако это не значит, что можно не уважать попытки поиска собственной индивидуальности.
Кирилл: Я возлагаю надежды на поколение молодых деятелей арт-рынка. Это дети богатых родителей, они отучились в Лондоне и ориентируются в современном искусстве. В деньгах они, как правило, не нуждаются, это важно. Предыдущие поколения наших сограждан прошли через бедность и настроены очень коррупционно. ГОСУДАРСТВО МОЖЕТ ВЫДЕЛЯТЬ НА КУЛЬТУРУ ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ, НО ИХ БУДУТ ТРАТИТЬ НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ. На самом деле проект-бомбу можно реализовать и минимальными средствами, Tajiks-Art это доказывает. Главное – не тратить деньги на х…ню. В рамках фестиваля «Живая Пермь» я курирую выставку «Gop-Art. Пацанале», которая откроется 6 июня в Перми. В ней птичий язык современного искусства мы подвергнем испытанию феней и региональными урбанистическими жаргонами. После Перми она будет показана в Москве, Петербурге и за границей – это очень недорогая, но шумная выставка.
Тина: А я сейчас занимаюсь продвижением образовательного проекта, направленного на поддержку молодых талантов России. Моя цель – создание в Интернете портала для консолидации всех одаренных людей России, не имеющих возможности реализоваться в одиночку. Предложения по его созданию публикуются на сайте Talant.slinkset.com. Лучшие идеи определят сами пользователи путем голосования.
Комментарии (0)