• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Лев Додин. Глава IV

Глава IV. Золотой век

На сцене «Три сестры», а в зале «Дядя Ваня»

Вы узнаете о том, как легендарные спектакли по романам сменились не менее успешными постановками пьес Чехова, об обрушившемся на Додина признании в виде десятков премий и о приобретенном им статусе живого классика, о переходе МДТ из областного подчинения в федеральное и о многочисленных оперных постановках режиссера в лучших театрах Европы.

«Пьеса без названия», 1997 год
«Пьеса без названия», 1997 год

Прозаический период в театре Додина сменился чеховским. Переход от социального романа к классической пьесе был обусловленной временем трансформацией философии театра. И просто движением маятника от одного взятого художественного полюса к другому — от эпоса к драме и от современности к классике. Додин поставил пять спектаклей по всем большим пьесам Чехова, и все они разные: «Вишневый сад» (1994), «Пьеса без названия» (1997), «Чайка» (2001), «Дядя Ваня» (2003), «Три сестры» (2010).

«Пьеса без названия» выделяется из ряда постановок этого периода. Здесь присущий режиссеру психоанализ выражен средствами балагана, театр переживания у него соединяется с театром представления. Лев Додин, цитируя Мейерхольда, помещает население чеховского «Платонова» в купальню и заставляет вместо пребывания в бытовом интерьере валяться на песке, вести роковые объяснения, как бы случайно столкнувшись в душевых. Игровой театр Додина остается, по существу, психологическим.

В небольшом фойе МДТ как раз в это время появился бюст Чехова, окруженный фотографиями актеров на стенах. В пустом театре, когда нет зрителей, все они смотрят на Чехова — символичная мизансцена.

В чеховский период, в начале 2000-х (через 35 лет после первой постановки в МДТ), наступило признание особого места недавнего возмутителя спокойствия Додина в российской театральной жизни. С конца 1990-х годов он получил четыре национальные театральные премии «Золотая маска», пять городских премий «Золотой софит», премию имени Г. А. Товстоногова за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2002), Государственную премию России (2003) и московскую театральную премию «Чайка» (2003). В 2002 году Лев Додин стал художественным руководителем и одновременно директором театра. Вплоть до 2003 года МДТ оставался коллективом, подчиненным Ленинградскому областному правительству, и лишь затем перешел в ведение Министерства культуры, получив общероссийский статус (и соответствующий формат финансирования, штатного расписания, организации гастролей). Именно в этот момент, с 2003 года, Додин делает трехлетнюю паузу в драматическом театре и ставит оперы. Даже на волне очевидного успеха каждый следующий этап для него не может быть продолжением предыдущего, а должен быть постепенно подготовлен большой внутренней идеей.

Его оперные постановки — «Электра» и «Саломея» Рихарда Штрауса, «Пиковая дама» и «Мазепа» Чайковского, «Демон» Рубинштейна, «Отелло» Верди, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Зальцбурге, Флоренции, Амстердаме, Милане, Париже. Режиссера приглашали к сотрудничеству не просто дирижеры, а крупнейшие музыканты эпохи: Клаудио Аббадо, Мстислав Ростропович, Семен Бычков, Владимир Юровский. Все поставленные им оперы — трагедии. Все они имеют центрального персонажа, в своей смертоносной страсти преодолевающего обычную логику человека, и для всех постановок приглашались вокалисты, способные быть психологически достоверными. Предложения от оперных театров поступали одно за другим, но в какой-то момент Додин решил остановиться и вернуться домой, в МДТ.

В годы оперной карьеры мастера к публике Малого драматического выходит новое поколение режиссеров — учеников Додина. С 1998 года проводится постоянный «фестиваль режиссерских дебютов». Для этого театр открывает Камерную сцену (наконец вытеснив из соседнего здания скупочный магазин). Со временем часть этих режиссеров перешла на работу в театры в других городах и странах: Игорь Коняев — в Рижский театр русской драмы, Юрий Кордонский — в Румынский национальный театр, Дмитрий Волкострелов — в московский Театр на Таганке. Показатель школы в том, что ученики в своем театральном языке оригинальны, не копируют учителя, а создают свои концепции. В МДТ появилась часть труппы, названная Молодой студией, а у выпускников-артистов появилась возможность всерьез показать себя и влиться в основную команду. Этот путь прошли те, кто сейчас широко известен. Так, Елизавета Боярская и Данила Козловский долго, с 2007 по 2012 год, числились именно в Молодой студии. Теперь у новой команды, режиссеров и актеров, есть свой фестивальный проект — «Мы и они», блицпостановки новых артхаусных драм.

Вопросы и задания

— По каким пьесам Чехова Лев Додин поставил спектакли с 1994 по 2010 год?
— Назовите примеры сочетания игрового и психологического театра в творчестве Додина.
— В каком году МДТ перешел из областного подчинения в федеральное?
— Проведите эксперимент в духе додинской «Чайки»: попробуйте 45 минут одновременно крутить педали велосипеда и проникновенно произносить монологи из последнего действия пьесы. Пульс времени чувствуете?
— Для открытия Камерной сцены Малый драматический вытеснил из соседнего здания: а) ломбард, б) скупку, в) пункт ремонта стиральных машин.
— Найдите на YouTube и проанализируйте фрагменты поставленных Додиным опер «Пиковая дама» и «Леди Макбет Мценского уезда». 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: