История болезни
В своей третьей книге, «Крик домашней птицы» земский врач
Максим Осипов
ставит диагноз эпохе и после Чехова, Вересаева и Булгакова наследует
классическую для русской литературы смычку «писатель и доктор».
Поразительная по точности и глубине проза кардиолога
Максима Осипова, который в 2005 году переехал из Москвы
в Тарусу и устроился работать врачом районной больницы,
– результат талантливой и вдумчивой жизни в старинном провинциальном
городе. Провинция – ключевое слово нового сборника
писателя «Крик домашней птицы», как и двух предыдущих книг
«В родном краю», дебюта четырехлетней давности, и «Грех жаловаться», до
краев наполненных тягучими и жуткими историями.
В рассказе «Москва – Петрозаводск» героиня видит сцену избиения соседей
по вагону и кричит, что больше не хочет жить «в этой
стране», в «Маленьком лорде Фаунтлерое» безымянного мертвого
таджика с крестиком на шее разбирают на органы. Соседство живых и
мертвых, повседневного и жестокого автор переносит в драматургию – в
сборник включены две пьесы, рассчитанные скорее
на чтение, чем на постановку. Однако «Крик» – не только описание
больничных будней и уездных кошмаров. Осипов углубляет тему:
ему хочется понять, как в ситуации, когда «в Москве ли, в Петербурге, в
провинции – жизнь страшна», не просто существовать, но
исполнять свой долг, как бы пафосно это ни звучало. В его текстах
даже после самой беспросветной ночи наступает рассвет, в этом
заключен особый оптимизм врача, который проводит операцию,
даже если ее исход не очевиден.
Максим Осипов. «Крик домашней птицы». Corpus
Илья Стогов
«Как компьютеры
мир завоевали»
«Азбука-Аттикус»
Очередная, после астрономического
справочника, книга писателя в жанре
журналистского научпопа – прекрасная
шпаргалка для тех, кто пропустил информационный бум конца ХХ века и не хочет
выглядеть глупо в споре «яблочников» и
«айбиэмщиков». Стогов доходчиво излагает, откуда ноги растут у всех современных
гаджетов – от мобильника и айпода до
лэптопа и мышки, что было написано в
первом и-мейле и что общего у трубок
Nokia с туалетной бумагой.
Олег
Дриманович
«Солнцедар»
«Лимбус Пресс»
Автор, ранее знакомый только завсегдатаям портала Proza.ru, возвращает
читателя к временам заката советских
профсоюзных санаториев. Семнадцатилетний оболтус, проваливший вступительные в МГИМО, приезжает по липовой
флотской путевке на черноморский курорт, где сдружившись с двумя подводниками, лихими пьяницами и дебоширами,
оказывается втянут в череду невероятных историй на фоне августовского путча,
увиденного сквозь призму плодовоягодного «Солнцедара».
Анна Каван
«Лед»
Ad Marginem
Последний роман «английской сестры
Кафки», вышедший за год до смерти писательницы в 1967-м, критики, позаимствовав термин у летчиков, отнесли к жанру
slipstream – «воздушный вихрь», хотя ритм
книги больше напоминает сновидение: у
героев нет имен, а реальность подменена
блужданием по лимбу. Важнее сюжета
для Анны Каван рефлексии и ощущения,
а ее фирменный «ночной» язык здесь отточен до ледяного блеска.
4 ПРИЧИНЫ ПРОЧЕСТЬ РОМАН «ЗАГУЛ»
Рассказав историю о том, что «счастье возможно», почти лауреат «Русского Букера»
Олег Зайончковский отправил своего любимого героя в экзистенциальный «загул».
1. В «Загуле» есть и убийство, и таинственное похищение в отличие от
предыдущего романа, «Счастье возможно», который был почти лишен внешних
событий. Приключения здесь продиктованы художественной логикой, большая
их часть происходит в Москве, но к реальности они имеют мало отношения.
2. В тексте почти нет примет сегодняшнего дня, я это делаю не нарочно
и не случайно. Просто я не описываю
действительность, в том числе и текущую. Хотя какие-то просачивания и
сов падения, разумеется, неизбежны.
3. С героем по имени Игорь Нефедов я «знаком» уже давно. Рассказ
«Шелапутинский переулок» с его участием печатался в журнале «Октябрь»
три года назад.
4. Вопрос, возможно ли счастье,
в «Загуле» возникает, но он здесь
не главный и не единственный. Моя
новая история – о возвращении
ценностей, хотя не только об этом.
Хотелось бы надеяться, что герои
стали счастливее. Пока я в их будущее смотрю с оптимизмом, но если
что-то у них пойдет не так, обязательно вмешаюсь.
Олег Зайончковский. «Загул». АСТ
Комментарии (0)