• Журнал
  • Аперитив
Аперитив

Поделиться:

Алексей Учитель

/кинорежиссер/

Раньше его называли Завучем и вывешивали на двери монтажной студии табличку «учительская». Сейчас Учитель ведет экспериментальную мастерскую во ВГИКе и руководит собственной студией «Рок». В сентябре в прокат выходит его новая драма «Край», о послевоенной жизни на далеком полустанке.


Для меня актеры – божества, я никогда на них не кричу, а что касается съемочной группы – да, могу, потому что от этого зависит результат. Режиссер – он же психолог. Нужно знать, какие приемы применять и с кем они работают. Иногда режиссер должен быть беспощаден. Съемка – это и производство, и творчество одновременно, такое положение чрезвычайно влияет на мозги. Пример фильма «Край»: сто сорок человек съемочной группы около девяти месяцев жили вместе, как отдельное государство со своими устоями. Очень у многих при этом меняется жизнь.

Владимир Машков, исполняющий в «Крае» главную роль, прозвал меня Мучителем. И было за что: я чуть его не угробил. Володя прыгнул в воду, не услышал команды «стоп», а там бурная река, температура восемь градусов, пороги. Каскадеры каким-то чудом догнали его по берегу и вытащили. То есть человек был на грани гибели, а тут подхожу я и, не зная, что произошло, прошу его сделать второй дубль. Насчет же моего спокойствия все глубоко заблуждаются. Это маска!

Я с детства хотел быть кинематографистом.
Мой отец, пришедший в режиссуру после операторского факультета, посоветовал мне тоже идти на операторский, поскольку для режиссера очень важно чувствовать изображение, кадр. Теперь династию продолжают мои сыновья. Старший окончил Финансово-экономический институт, работает продюсером на одном из телеканалов. Я и младшему говорил: «Становись банкиром, может, и кино какое профинансируешь». В результате он поступил во ВГИК на режиссерский факультет.

Мне говорят, что ни одна моя картина не похожа на предыдущую, но я к этому и стремлюсь. Для меня каждый фильм – близкое существо, любимое дитя. Я довольно поздно начал заниматься игровым кино, в середине 1990-х. Собирался снимать документальный фильм об Ольге Спесивцевой, героине балета «Красная Жизель» Бориса Эйфмана. В то время ей было девяносто пять лет, она жила в Нью-Йорке, в доме престарелых. Пока мы готовились, она умерла. И тогда Дуня Смирнова, которая писала сценарии нескольких моих лент, сказала: «Что ты сомневаешься? Давай сделаем игровое кино». Каким-то волшебным образом мы получили финансирование и ни разу, хотя были тяжелые годы, не остановили производство. Я бросился в этот омут и очнулся только в конце картины. Так получилась «Мания Жизели». Потом были «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Пленный», теперь вот «Край».

Мне интересно, когда человек находится на грани,
попадает в критические условия и вынужден вести себя так, как не вел себя никогда. Мое «сумасшествие» заключается в том, что я могу работать месяцами. Близкие не видят меня сутками, но я должен целиком погрузиться в процесс. И кстати, точно так же вел себя Володя Машков: он полностью вжился в образ своего героя, машиниста Игната. Похудел на двенадцать килограммов, ежедневно истязал себя спортом, чтобы быть жилистым и сухим. Сам управлял паровозами – научился, и как! Никуда не уезжал со съемочной площадки, не отвечал на телефонные звонки. Поэтому и есть результат. Я думаю, такого Машкова еще никто не видел.

«Край».

В кинотеатрах с 23 сентября
Материал из номера:
КОНЕЦ ОФИСА
Люди:
Алексей Учитель

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: