Картины Афро Базальделлы напоминают кляксы из теста психиатра Германа Роршаха, истолковать которые он предлагал своим пациентам. Работы итальянского абстракциониста с названиями вроде «Сгоревший дом» или «Подводная охота» также могут вызывать самые разные ассоциации.
Подобно постимпрессионисту Винсенту Ван Гогу, нескромно подписывавшему картины просто «Винсент», Базальделла в правом нижнем углу холста ставил только четыре буквы своего имени: «Афро». К двадцати пяти годам он уже успел показать свои работы и на Римской квадриеннале, и на Венецианской биеннале – выставках, надежнее всего определяющих статус художника. В фашистской Италии 1930-х людям искусства жилось достаточно свободно, и Афро мало чем себя ограничивал: метался от метафизической живописи в духе Джорджо де Кирико к официальному новеченто, от сюрреализма к натюрмортам в интимной манере Джорджо Моранди – и одинаково хорош был во всем. Но три главных человека, знакомство с которыми и сформировало его стиль, – это Пабло Пикассо, Жорж Брак и Арчил Горки. У первых двух он научился приемам кубизма, а Горки познакомил его с абстрактным экспрессионизмом. Позже течение, главным действующим лицом которого стал Афро, искусствоведы назвали лирическим абстракционизмом, имея в виду его культ импровизации, эмоции и цвета. И то, как художник двигался в сторону беспредметности, можно будет проследить на ретроспективе в
Эрмитаже, где покажут пятьдесят шесть его полотен.
Афро Базальделла.
«Цвет эмоции».
Эрмитаж,
до 20 сентября
Комментарии (0)