• Журнал
  • Аперитив
Аперитив

Поделиться:

Академик

В обновленных залах Генерального штаба откроется выставка «Пространство Тимура: Петербург – Нью-Йорк», приуроченная к пятидесятилетию основателя Новой академии изящных искусств. Искусствовед и автор биографии Тимура Новикова Екатерина Андреева рассуждает о том, как хорошо, что он родился художником, а не воином.

Эрмитаж открывает экспозицию 24 сентября, в день рождения мастера. Этой выставкой, куратором которой выступил Аркадий Ипполитов, музей отмечает юбилей художника. Новиков много путешествовал, подолгу жил в Нью-Йорке и Берлине, но никогда не менял своего главного, домашнего адреса. Петербург, Литейный проспект, 60, – вот его первое пространство. Далее следуют параллельные миры и культуры: Русский музей (там Тимур работал электриком в начале 1980-х и повстречался на выставке Михаила Ларионова с последними могиканами русского авангарда); Эрмитаж; Мюнхен и Альпы, где последний любимый герой Тимура Людвиг II Баварский построил романтические замки, чтобы восполнить исчезающее пространство мечты.

Начнем, однако, со двора в доме № 60 по Литейному. Он всегда был «камерным», и сейчас, когда вместо квартир появились офисы, вся его площадь занята машинами. Во времена детства художника здесь было посвободнее, а вот в двухкомнатной коммуналке, где Тимур вместе с матерью, сестрой и племянником занимал комнату метров десять, было негде повернуться.  Неудивительно, что люди привыкают воспринимать пространство как оккупационные зоны и стремятся расширить свою территорию. Тимур был очень энергичным человеком. Его друг куратор Андрей Хлобыстин сказал: нам еще повезло, что он родился художником, а не воином, иначе мы бы мыли ноги в водах Индийского океана, а там много акул. Естественно, Новиков хотел сделать пространство своим, но он всегда выбирал ничейное или «убитое» пространство и, преобразив его, открывал для всех. Он умел создавать свободные зоны творчества, обнаруживая чудесную и гармоничную природу мира и самых простых вещей. Например, там, где большинство замечало лишь штапель в белый горошек, Тимур видел картину. Он сшивал эту ткань с другой, однотонной, рисовал по трафарету оленя, елки и месяц, и горошек становился снегопадом в тайге. Трафаретный купол и прямоугольные наклейки из скотча на двух кусках подкладочного шелка оборачивались идеальными невскими набережными.

Своими картинами – неважно, на холстах ли, простынях или клеенках – он убеждает в том, что свобода есть и ее безграничность зависит от нас.

Экспозицию условно поделили на три части. Во-первых, это полотна, связанные с темой родного города, в том числе созданные в период существования группы «Новые художники», образованной по инициативе Новикова. А это значит – холст, масло с уклоном в примитивизм и неоэкспрессионизм. Во-вторых, более поздние работы, которые можно отнести к временам неоакадемизма: знаменитые текстильные коллажи, интерпретирующие классику и авангард. В-третьих, произведения из зарубежных частных собраний, которые никогда не выставлялись в России. Предполагается и параллельное повествование о художнике: в витринах будет смонтирован визуальный рассказ из фотографий, артефактов, изданий, старых гравюр, прослеживающих биографию Тимура Новикова.

«Пространство Тимура: Петербург – Нью-Йорк».
Государственный Эрмитаж, Генеральный штаб,
24 сентября – 11 января

Материал из номера:
ИМЕЙ СТАТУС

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: