Представители его фамилии стояли у власти в Австро-Венгерской империи, содержали великого Гайдна и бросали вызов Наполеону. Его роман «Небесная гармония» впервые выходит на русском языке. В 2004 году он удостоился главного приза Союза немецких книгоиздателей на крупнейшей европейской книжной выставке во Франкфурте, а сам Эстерхази был номинирован за него на Нобелевскую премию.
Действие в книге происходит в течение нескольких столетий: эпоха могущества Эстерхази длилась долго. С точки зрения романиста в этом есть свои плюсы и минусы. Надежда найти мемуары моих предков не оправдалась: дневники и воспоминания пишут не те, кто стоит у кормила власти, а те, кого из власти изгнали. Я был бы очень удивлен, если бы узнал, что Путин ведет дневник.
Мне неинтересно, кто какого коня оседлал и куда поскакал, если речь идет об отце отца отца моего отца. Поэтому в книге я использую единственный оборот, «мой отец», о каком бы далеком предке ни рассказывал. У этого словосочетания сильная энергетика, с его помощью можно приблизить любой исторический материал. Этот прием позволил мне заглянуть в жизнь аристократической семьи, находясь одновременно и снаружи, и внутри. В итоге получился роман, который рассказывает не только о моей семье, но и о вашей.
К счастью, у Эстерхази нет шансов вернуть власть. Этим моя семья напоминает католическую церковь. Мои предки не только совершали подвиги, но и приказывали сечь мужиков. Так что мне не хотелось бы родиться в эпоху могущества Эстерхази. Впрочем, у меня была бы возможность отказаться от богатства в пользу младшего брата, оставив себе пару замков. Но вряд ли я нашел бы в себе силы отречься от всего.
Я должен быть благодарен Советской армии за то, что меня освободили от излишеств.
Я очень надеюсь, что российский читатель… у меня просто-напросто будет. Ведь когда книга приходит в иную среду, не факт, что она принесет автору успех. В вашей стране читатель особый, потому что здесь есть традиция написания и прочтения романов, а, как ни крути, хочется, чтобы за твоими книгами стояла очередь, как за мясом.
Петер Эстерхази.
«Небесная гармония».
«Новое литературное обозрение»
Комментарии (0)