Российскому певцу, композитору и актеру Валерию Леонтьеву исполняется 70 лет. Дизайнер и преподаватель Школы Дизайна НИУ ВШЭ Леонид Алексеев рассказал все, что нужно знать о стиле артиста: из-за каких образов его не пускали на сцену, почему сравнивали с Дэвидом Боуи и Джоном Бон Джови, и как он (первым среди российской эстрады!) стал носить вещи от Роберто Кавалли и Джорджо Армани. |
Комментируя свои первые шаги на сцене, Валерий Леонтьев часто говорит о том, что достать подходящий сценический костюм в то время было почти невозможно. В 1970-е годы в костюмерных мюзик-холла были только белые фраки с золотым кантом, а в доме моделей попросту отказывались шить что-то сложное. Молодому артисту потребовалось создать собственный визуальный язык.
Мальчик-звезда
Чтобы из солиста ансамбля «Эхо» превратиться в эстрадную суперзвезду, молодой Валерий Леонтьев выбрал для себя образ «сияющий луч». Он носил белые узкие костюмы в стиле «Лихорадки субботним вечером», облегающие комбинезоны, серебряные скини, летящие блузы и обувь на каблуке. Строгие советские цензоры костюмы, естественно, не оценили. «Нам тут Дэвид Боуи не нужен!», — наверняка кричали на партсобрании и запрещали выступать, вырезали из общих концертов и отменяли сольные. Было даже сделано несколько записей, где артист «одет по-приличнее», чтобы убедить чиновников в том, что Валерий — хороший мальчик, но его отказ остричь волосы упрямо говорил об обратном.
Made in India
Важным этапом в становлении Леонтьева как артиста стало шоу «Дело вкуса» и последующий гастрольный тур по Индии. Программа включала в себя яркие номера в стиле рок-н-ролл, а индийская жара, на которой проходили концерты, требовала более легких костюмов. Эстрадная культура страны тяготела к ярким шоу с танцами, переодеваниями и слонами, и Леонтьев, шоу-мен, вписался в нее идеально. После серой советской действительности роскошные пятизвездочные отели с бассейнами, как и раскрепощенное общество и отдых на Гоа, сыграли для него роль персонального «Вудстока». Валерий много экспериментировал и формировал новую для себя эстетику физической свободы: короткие шорты, расстегнутые до пояса рубашки, майки с глубокими вырезами, восточные мотивы и эффект мокрых волос.
Заводной Казанова
Вернувшись из-за границы, где Валерий узнал главное правило капиталистического шоу-бизнеса «sex sells» («секс продает»), он надел для выступления на «Песне года-91» лосины цвета бордовый металлик и футболку в крупную сетку. Такого количества «голого тела» до этого не мог позволить себе ни один певец. Дальше были виниловые шорты и кожаные бандажи, а купальники с кошачьими хвостами, за которые Леонтьев таскал по сцене танцовщиц (результат сотрудничества с театральным художником Светланой Логофет), тут же вошли в программу многих стриптиз-клубов. В стремлении соответствовать шоу с размахом Лас-Вегаса образ певца становился более страстным, но при этом вызывал недоумение у молодой публики. На фоне популярных в 1990-е Богдана Титомира и группы «Мальчишник» такой театр показной порочности казался наигранным и ненастоящим, хотя шокирующие наряды все же позволяли Леонтьеву вписаться в эстетику нового времени.
Модный исполнитель
После перестройки обществу хотелось фирменного и дизайнерского, и Валерий, который и так никогда не был слишком «советским», стал ретранслятором мировой моды. Он первым стал появляться на сцене в костюмах от Джорджо Армани, Роберто Кавалли, Джона Гальяно и Жана Поля Готье. Кроме того, Валерия можно назвать пионером мужского стайлинга: он собирал сложные луки, дорабатывал их на свой вкус и устраивал фотосессии. Готовыми образами Леонтьев был не всегда доволен, поэтому брал на гастроли швейную машинку и собственноручно переделывал эстрадный костюм, добавляя приемы деконструкции, кастомайзинга и декорирования. Случись все это сегодня, Леонтьев наверняка бы выпустил коллаборацию с модным брендом по примеру Рианны и Канье Уэста, но тогда крупных фэшн-игроков на российском рынке попросту не было.
Рокер
Валерий Леонтьев неоднократно заявлял, что причисляет себя к рок-музыкантам — это связано с ритмами его песен, большим количеством баллад и склонностью к более тяжелой сценической энергии. Образ рокера подчеркивался и в костюмах Леонтьева: байкерские куртки, рваные футболки, джинсы с заклепками и жилетки на голое тело. Любимым цветом певца является черный, а по некоторым вещам становится очевидно, что он ходит в один магазин со Стивом Тайлером и Джоном Бон Джови. К сожалению, артисту так и не удалось поработать с крутыми рок-музыкантами (не считая Игоря Талькова), иначе бы «русские волки дорог» сегодня гоняли под хиты Валерия Леонтьева.
Милый Августин
Самым сложным испытанием для карьеры Валерия Леонтьева стали 2000-е. Профессиональный шоу-бизнес сформировался, ожидания от шоу у публики стали значительно выше. Певцу пришлось полностью поменять аранжировки и сделать упор на танцевальные хиты. В репертуаре появились песни сказочного содержания, в которых упоминались королева Шантеклер, Гульчатай, различные дамы и кавалеры, а также некий Августин. В клипе на одноименную песню фигурировал человек в черном плаще, который проходит сквозь время, — сбросив плащ, перед нами появился новый Валерий Леонтьев в неоново-черном костюме, как из японского комикса. Современный образ певца часто тяготеет к эстетике аниме: высокие сапоги, ордена-медальоны, детали из меха или перьев, многослойные кители или фраки с блестящей отделкой. И мы вряд ли сможем когда-нибудь понять этого героя: масштаб личности и харизму Валерия Леонтьева невозможно уместить в рамки одного амлуа, а почти маниакальная потребность отличаться от других, неоднократно угрожавшая его карьере, сделала его по-настоящему уникальным.
Фото: Shutterstock, REX/Shutterstock
Поделитесь своим опытом — напишите колонку на «Собака.ru»
Это просто и совершенно бесплатно!
Подробнее
Комментарии (0)