«ОнОнас» поговорил с модельерами-любителями, которые придумали свой бренд и пытаются на этом заработать.
Клавдия Гладких, WetDuck
«Я раньше жила в Норильске, где был один рынок. На нем одевались все. Поэтому мы с подружкой постоянно выдумывали свои наряды и шили, старались отличаться от одноклассников. Раньше шила только для себя, в 2016 году захотелось попробовать для других.
У меня бытовая швейная машинка, на которой сложно добиться производственного качества. Для себя сойдёт, но для других хочу, чтобы было идеально. Поэтому образец делаю дома сама, как мне нравится, а потом приношу на производство, где по нему отшивают партию. Первыми были спортивные костюмы из комбинированной ткани.
У меня маленькие партии, по 10-20 штук каждой вещи. Не угадаешь, что понравится людям. Лучше не заказывать большую партию сразу. Сделайте образцы, сфотографируйте и посмотрите на реакцию, что больше понравится потенциальным клиентам.
Многие знают меня как Гидропонку, поэтому для названия бренда я перевела сценическое имя на английский – получилось WetDuck. Я создаю одежду для таких же, как я сама: всегда найдутся люди, которым нравится то же, что и мне. Многие знают меня по песням, следят за творчеством – наверное, поэтому мне не пришлось заморачиваться с продвижением.
Один раз делала конкурс репостов, но я бы не сказала, что это действенно. Люди подписываются и делают репосты, проходит конкурс – отписываются. Я принимала участие в маркетах. Если они посещаемые, можно найти своего покупателя. Даже если не купят на маркете, то придут к тебе потом. Но там ты платишь за аренду места.
На начальном этапе много вложений. Например, чтобы сделать этикетку с логотипом, придется заказать сразу тысячу штук. Пусть одна стоит 7 рублей, то отдать придется 7 тыс., потому что меньше заказ не принимают. Из‑за таких трат сложно стартовать. Вкладываешь большие деньги в то, чего практически не видно, и в то, что не дает большой накрутки к стоимости вещи. Мой бюджет был 50 тыс., и их я потратила на этикетки, два рулона ткани и фурнитуру. Если отшивать полный лукбук, как делают раскрученные бренды, то и этих денег не хватит. Зато с одного рулона ткани я умудряюсь сделать пять разных изделий.
Минимальная партия пошива на производстве – 50 штук, это тоже проблема для начинающих. Мне повезло, идут навстречу, но обычно меньше не шьют. Кстати, дешевле шить безразмерное. Если вы захотите вещи с размерной сеткой, пошив будет дороже. И опять же не угадаешь, какие размеры будут пользоваться спросом.
Мне нравятся корейские бренды одежды: у них много необычного, такого, что далеко не каждый будет носить. Но если осмелишься, будешь заметен издалека.
Хотела бы попробовать себя в переделке вещей. Я уже переделывала для себя: чищу так свой гардероб и одновременно получаю новую необычную вещь. Если буду делать на продажу, то это будет одежда в одном экземпляре. Например, мои джинсовые куртки тоже можно отнести к переделке (Клавдия собирает их из джинсов – Прим. авт.). Первые две забрали сразу же, несмотря на приличную цену. Это говорит о том, что люди с пониманием относятся к трудоемкому процессу».
Даша Анискина, Dasha Dobro
«В 12 лет я переделала туфли – у меня все спрашивали, где я их купила. Нужна была обувь для костюма Снежной королевы, нигде не могла найти подходящую. Тогда мама мне купила туфли, с которых я все оторвала, перекрасила, наклеила кучу стразов. Так я сделала свои лабутены. Наверное, это мой первый дизайнерский опыт.
Когда была в Италии, купила необычные прозрачные ботинки. Под них я надевала разные носки, и казалось, что каждый раз меняю обувь. Так родилась мысль о прозрачных штанах. Но сразу возник вопрос, как в них сидеть – нужно же и о практичности думать. Пока я не нашла решения, как сделать их удобными.
Когда сломала очередной зонт, я поняла, что надо сделать прозрачный плащ. В нем человек тоже будет разным – в зависимости от того, что под плащом.
Хотелось сделать его таким, чтобы он был не только необычной вещью, но и защищал от дождя. Стала искать информацию в Интернете о том, как сделать его герметичным. В итоге мне помогли мои швеи.
Есть люди, у которых получается хорошо придумывать, а есть те, кто хорошо шьет. Я пока шью не очень хорошо. Случайно нашла двух девушек, которые помогают мне с пошивом, им нравятся мои идеи. Так и работаем в одной команде. Из процесса мне больше всего нравится выбирать материал. Люблю щупать и рассматривать ткани.
Мне сразу захотелось делать одежду не для всех, но поймут ли такое в Белгороде – это вопрос. Я представила первую вещь – дождевик – в свой день рождения. Три плаща заказали сразу, еще один ждет сестра, другой – маленькая девочка. Она в моем дождевике собирается участвовать в конкурсе «Мисс школа». Это будет первый выход в моей одежде на сцену.
После университета я бы хотела научиться шить. На Всемирном фестивале молодежи и студентов встретила предпринимателя-миллиардера Игоря Рыбакова. Он сказал, что самое верное решение – заниматься тем, что тебе нравится, и постоянно пробовать себя в чем‑то новом. Мне нравится моя профессия, но я не против попробовать себя в чем‑то новом. Поэтому не побоялась сделать свой бренд.
Философия Dasha Dobro заключается в том, чтобы быть ярким. Не хочу делать просто одежду. Хочу, чтобы, надев мою вещь, люди выделялись. У меня есть знакомая, которая говорит, что никогда в жизни такое бы не надела. Так что моя одежда для смелых людей.
Для тех, у кого на выпускном или другом торжественном событии пойдёт дождь, я сделала прозрачные косухи. Так не придётся надевать поверх наряда одежду, которая его закроет. Если с красивым платьем совместить необычную куртку, то девушка сразу превратится в звезду. Чтобы сделать ее, я распорола старую куртку, обвела все детали и перенесла их на прозрачную клеёнку. Потом с девочками все подгоняли. С клеенкой вообще сложно: она ложится не так, как другие ткани, поэтому мороки много. Еще одна вещь, над которой я работаю – брючный костюм из льна: я его намочила, скомкала и оставила так сохнуть. Он так и останется мятым, и в этом будет его фишка.
Мне нравится японская мода: там все необычное, широкое, рваное, мятое. У нас такое не всегда понимают. Еще меня вдохновляют поездки в Италию: обычные итальянки не одеваются в бутиках, но все равно выглядят круто. Мне кажется, у них талант находить подходящую одежду. Именно это и важно во внешнем виде – иметь свой стиль».
Анастасия Киселева, YUPI
«В моем окружении многие интересуются шитьем и дизайном. Кроме того, я 12 лет занималась художественным творчеством. Захотелось соединить эти два направления – так появился мой бренд. Друзья когда‑то называли меня Yupi: и я подумала, почему бы не дать бренду это имя? Всякий раз оно напоминает мне о друзьях и детстве. Еще был напиток такой.
Я только начинаю. Сейчас учусь в институте искусств и культуры в магистратуре на дизайнера костюма. В дипломной работе будет представлена моя первая коллекция одежды.
У меня есть опыт работы в ателье: я была и швеей, и дизайнером, и закройщиком. Но это все не то – мне бы хотелось выражать себя. Я поняла, что настало время стартовать и действительно что‑то сказать своим творчеством.
Роспись по ткани в технике батик (ba на индонезийских языках означает «хлопчатобумажная ткань», а tik – «точка» или «капля» – Прим. авт.) действительно завораживает: даже иногда не знаешь, какой результат получится. Такая роспись по ткани – древнее искусство, многие специально едут в Индию и Индонезию, чтобы увидеть истоки этого направления. В батике важно соблюдать очередность действий и осторожность, так как потом нельзя ничего изменить. Горячий батик – это закрепление прокрашенного участка ткани горячим воском. Место, где уже есть краска, высушивают феном (обычно холодным, чтобы не расплавился соседний слой воска). Когда ткань высыхает, наносят горячий воск. Он должен быть такой температуры, чтобы полностью пропитать ткань. Потом можно переходить к следующему участку и цвету. На пропитанные воском места краска не протечет. Изменить тоже ничего не получится, поэтому нужно тщательно продумать рисунок и все этапы процесса. Техника сложная, но этим она мне и нравится.
Я часто обращаюсь к теме природы, для меня это форма бунта против технократии. Еще я против производства синтетических тканей, которые мешают людям дышать. Поэтому в своих изделиях использую шелк, хлопок, ситец, бязь. Мы должны помнить об окружающем мире, о том, что мы можем подзаряжаться от него. Для меня такая одежда – это способ быть рядом с природой.
В последнее время мне легко найти своего клиента. Все работы выставлены в Инстаграме, многие пишут: «Сделай мне это, такого больше нигде не найти». Иногда просят что‑то на заказ. Мой идеальный клиент – тот, кто разделяет мои убеждения, ищет что‑то оригинальное и живое в практически неживом мире больших городов».
Текст: Наталья Малыхина.
Комментарии (0)