• Мода
  • Герои
Герои

Поделиться:

Ольга Хорошилова о стиле Маяковского: «Он убегал от бедности, а попал в тренд»

Историк костюма Ольга Хорошилова составила для нас путеводитель по эволюции образов поэта — от щегольства в эпоху НЭПа до костюмов от любимой «Лилички». 

Владимир Маяковский. Казань, 1914 год

Владимир Маяковский. Казань, 1914 год

It-man

Так в 1920-е называли привлекательных щеголей, менявших дам как дорогие перчатки и дорогие перчатки — как дам. Маяковский был истинным it-man. Всегда особенный, всегда щеголь в необычных стильных костюмах. И женщины были у его ног. Но русский it-man, в отличие, скажем, от американского, зависел от политической атмосферы в стране. Маяковский, железный рупор эпохи, чувствовал ее как никто. И менялся в угоду ей. При Керенском он еще франтил в старорежимном цилиндре и сюртуке. В пору военного коммунизма одевался по-военному скромно. В эпоху НЭПа позволял себе западное щегольство (вроде кожаных ботинок фирмы Weston), но с оглядкой на власть, а также на модницу-любовницу Лилю Брик. После смерти поэта она увековечила его память и сохранила предметы гардероба, формирующие его стиль: современной публике он интересен не меньше стихов.


Муаровому смокингу Маяковского позавидовал бы сам Хью Хефнер

Желтый галстук

Это был его ответ бедности. В свои прекрасные семнадцать лет Маяковскому было нечего носить. Он ходил в «гнуснейших» блузах, перепоясывался по-мужицки бечевкой. Штаны с пузырями, волосы взъерошены — мастеровой, да и только. Но юный поэт придумал выход: он взял у сестры отрез желтой материи и повязал у ворота. Получился модный художественный бант, который тогда носила артистическая богема. Маяковский убегал от бедности, а попал в тренд.

Надежда Петрова (Ходасевич-Леже). «Маяковский в 1910 году». 1953 год

Надежда Петрова (Ходасевич-Леже). «Маяковский в 1910 году». 1953 год

Песочная рубаха в сочетании с бантом — секреты стиля раннего Маяковского

Песочная рубаха в сочетании с бантом — секреты стиля раннего Маяковского

Желтая кофта

На самом деле их было две. Одна — цыплячьего оттенка, вторая — в желто-черную полоску. Маяковский знал, что публике нужен скандал. Скандал — залог успеха. Поэт решил выступать со стихами непременно в ярких нарядах: будет скандал — будет успех. Известно, что материю для полосатой кофты он откопал в московском магазине Цинделя и что ее сшила мать, хотя и не понимала вкусов сына. Когда Маяковский выступал в этих балахонах, публика неистовствовала. Неудивительно, что его кофты превратились в символ раннего Маяковского, а «желтый» стал эпитетом русского футуризма.

В пестрый период поэт ходил в эксцентричном мексиканском серапе

В пестрый период поэт ходил в эксцентричном мексиканском серапе 

Радужный денди

Он был им недолго, но успел попасть в газетные новости и мемуары. Маяковский был радужным денди — легко носил самые сложные цвета, не гнушался оттенками женского белья. К примеру, у него был муаровый смокинг — нежно-розовый, панталонного оттенка, с черными отворотами. Такому бы позавидовал сам Хью Хефнер. Поэт носил кумачовый пиджак, алый жилет с темно-красным цветочным узором, пестрые куртки и пестрые банты. В его бумажнике лежали визитки — огромные, с фамилией, напечатанной лимонно-желтыми буквами… И кажется, что поэт Евгений Евтушенко свой петуший стиль придумал, вдохновляясь Маяковским.

Канонический образ Маяковского в объективе Александра Родченко

Канонический образ Маяковского в объективе Александра Родченко 

Бритый инженер

В 1910-е он был «декадентом». В советские 1920-е стал «инженером из рабочих» — бритым, конкретным, понятным. Этот имидж подсказали Лиля, большевики, само время. Он носил свежие сорочки с галстуком, мешковатые твидовые брюки, кепи. Выступал в хорошо сшитых костюмах, крепких и простых, как его поэтический слог. Внушительным, монументальным, в шерстяном костюме его запечатлел фотограф Родченко. Таким его запомнил XX век. Этот образ Маяковского присутствует в работах художника Георгия Гурьянова и модельера Константина Гончарова, в сценических костюмах Kraftwerk и коллекциях Гоши Рубчинского.

Владимир Маяковский и Лиля Брик

Владимир Маяковский и Лиля Брик 

Владимир Маяковский и Лиля Брик

Владимир Маяковский и Лиля Брик

Лилин паж

В 1915 году поэт по уши влюбился в Лилю Брик и возненавидел свой ярмарочный гардероб. Теперь он одевался, двигался и пах так, как хотела его Лиличка. Носил аккуратную мужскую стрижку, помадил волосы, употреблял парфюмы, обзавелся элегантными перстнями и новыми блистательными зубами, искусно выполненными дантистом, Лилиным знакомым. Она баловала своего Волосика — привозила из-за границы добротные пальто, костюмы, сорочки, галстуки, широкополые шляпы. Позже Волосик сам стал много покупать за рубежом. И все было синего, черного, серого и темно-коричневого цветов. Ничего яркого, ничего лишнего.

Визуальные коды поэта считываются у Гоши Рубчинского

Визуальные коды поэта считываются у Гоши Рубчинского 

Визуальные коды поэта считываются у Гоши Рубчинского

Визуальные коды поэта считываются у Гоши Рубчинского

Визуальные коды поэта считываются у Гоши Рубчинского

Визуальные коды поэта считываются у Гоши Рубчинского

В лаконичных сценических костюмах Kraftwerk угадывается образ транжира и мота бесценных слов

В лаконичных сценических костюмах Kraftwerk угадывается образ транжира и мота бесценных слов

Следствие стиля Маяковского — гардероб Евгения Евтушенко

Следствие стиля Маяковского — гардероб Евгения Евтушенко 

Текст: Ольга Хорошилова
Благодарим Государственный музей В.В.Маяковского за предоставленные материалы

Материал из номера:
Ноябрь, 202
Места:
Музей театрального и музыкального искусства

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: