В год 70-летнего юбилея Победы в кино развернулся театр боевых действий, где главные роли выпали женщинам. «БатальонЪ» задал тему девиц на фронте, ремейк «А зори здесь тихие…» напомнил о цене войны, а байопик о легендарном снайпере Людмиле Павличенко показал патриотизм с гуманной стороны. Мы разобрали этот феномен и поговорили с ведущими актрисами патриотических лент.
Кино о войне в числе прочего своеобразная психотерапия, позволяющая на пару часов забыть о реальных вооруженных конфликтах из новостей. В первую очередь режиссеры продолжают переосмыслять советскую классику. Ренат Давлетьяров снял новую версию фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…», который в 1972-м получил спецприз Венецианского фестиваля и был номинирован на «Оскар». Сценарий Юрия Короткова снова воспроизводит жестокую повесть Бориса Васильева об отряде из пяти девчонок-рядовых во главе с командиромстаршиной, вступающем в неравный бой с немецкими диверсантами. Старая лента была историей тихого подвига, новый фильм — о том, как война лишает девушек возможности мирно проживать свои судьбы, заставляя становиться героинями.
![]() |
Агния Кузнецова, студентка Соня Гурвич в фильме «А зори здесь тихие…»
|
Другое проявление тренда — патриотический блокбастер, черпающий силу в советском мифе. «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого основана на реальных фактах жизни Людмилы Павличенко, самой известной в истории женщины-снайпера, на счету которой более трехсот убитых врагов. В истории Людмилы, сыгранной Юлией Пересильд, драма сочетается с сюжетом про своеобразный «социальный лифт» для простой советской девушки. Будучи комиссованной из-за контузии, она поехала в составе советской делегации в США, чтобы убедить союзников открыть второй фронт. Там бывшую работницу одесского завода с почестями принимала Элеонора Рузвельт.
![]() |
Юлия Пересильд, Людмила Павличенко в фильме «Битва за Севастополь»
|
«Батальонъ» Дмитрия Месхиева задумывался как духоподъемный блокбастер о доблести русского оружия. Так и вышло, но без упоения схваткой, обычно свойственного военным фильмам с героямимужчинами. Неудобный эпизод Первой мировой войны — женские военные команды, которые «поднимали боевой дух», — в картине вылился в человечное высказывание о бессмысленной жестокости бойни. Здесь нет романтики: приехав сражаться с «чужими» мужчинами, бритые наголо женщины в гимнастерках порой обороняются и от «своих». Ни в одном из трех фильмов нет и бодрого милитаризма: если бабы берутся за пулеметы, значит, дела обстоят хуже некуда.
![]() |
Валерия Шкирандо, княгиня Вера Неклюдова в фильме «Батальонъ»
|
«А зори здесь тихие…». С 30 апреля
Комментарии (0)