К выходу в прокат декадентской картины Бертрана Бонелло про порочную жизнь Ива Сен-Лорана наш редактор Артем Лангенбург вспомнил еще несколько в разной степени выдающихся фильмов про знаменитых кутюрье.
«Ив Сен-Лоран» (2013), режиссер Джалиль Леспер
Молодой несмелый юноша, приехав в Париж, сразу же устраивается ассистентом Кристиана Диора. Дальнейшее поступательное восхождение на вершину мирового модного бизнеса выглядит органичной деятельностью гения: несмотря на периодические наркотические запои, сексуальную невоздержанность и накатывающие душевные кризисы. Этот фильм, скроенный по всем лекалам стереотипно-глянцевой биографии, нужно посмотреть хотя бы затем, чтобы сравнить с вышедшим спустя полгода мрачным шедевром Бертрана Бонелло, в котором Сен-Лоран предстает продолжателем болезненной французской традиции «проклятых поэтов». Характерная деталь: картина Бонелло была заранее проклята Пьером Берже — бойфрендом и деловым партнером Сен-Лорана. В фильме же молодого режиссера Леспера повествование ведется от его, нынешнего хранителя бренда, лица и более того: почти наверняка каждый кадр согласовывали с прагматичным возлюбленным Сен-Лорана.
«Коко до Шанель» (2009), режиссер Анн Фонтейн
Парадный байопик великой модельерши, снятый англичанкой Анн Фонтейн по мотивам апологетической книжки приятельницы кутюрье Эдмонды Шарль-Ру «Непостижимая или моя дорогая Шанель». Фильм сосредоточен на детстве, юности и начале триумфальной карьеры Габриэль Шанель: все дальнейшие годы поданы практически скороговоркой, торопливым галопом сияющих кадров. Намеками показаны самые интригующие эпизоды шанелевской бурной жизни: странный роман с русским композитором Стравинским, более чем теплые отношения с нацистами во время оккупации Парижа, долгое пристрастие Шанель к опиатам, и так далее. «Коко до Шанель» может понравиться в качестве не слишком противной мелодрамы с традиционно очаровательной Одри Тоту, красиво замирающей посреди нарядных интерьеров. Но ничего нового к интереснейшей биографии «холодной одинокой суки» (как пересказывают очевидцы ее характеристику самой себя), любившей, кстати, данную биографию нещадно мистифицировать, лента Фонтейн не добавляет.
«Записки об одежде и городах» (1989), режиссер Вим Вендерс
Второй фильм из японского цикла немецкого романтического метафизика был заказан ему Центром Помпиду. Фильм о Йоджи Ямамото — странная и завораживающая документальная медитация. Конечно, тут много о повседневной жизни дизайнера, особенностях производственного процесса и том непостижимом факте, что вещи, рождающиеся из очень простых, по-дзэнски пустых идей, потом раскупаются богачами за пределами Токио за какие-то несусветные деньги. Но Вендерса и сам Ямамото, и аутичный мир японской моды интересует как иллюстрация инаковости Японии, ее принципиальной непохожести ни на какую из мировых культур, почти инопланетности. Во многом, кроме прочего, это такой визуальный аналог знаменитой книги Ролана Барта «Империя знаков».
«Маккуин и я» (2011), режиссер Джереми Хьюсон
Документальное посвящение британскому дизайнеру, покончившему с собой в феврале 2010-го. В своем роде образцовый некролог, когда нет ни стремления к желтизне, ни уже бессмысленного желания что-то утаить или приукрасить. Редкие кадры с показов, из-за кулис, видео из частных архивов Маккуина, интервью с Томом Фордом, Наоми Кемпбелл, Кейт Мосс и прочими, а самое важное — рассказ о многолетней дружбе между дизайнером с невозможным характером и Изабеллой Блоу, умершей тремя годами раньше — экс-редактора Tatler, а в целом культовой фрик-фэшн-дивы.
«Накануне: Соня Рикель» (2010), режиссер Лоик Пражан
Пражан — французский документалист, снимающий о моде. Наиболее известна его серия 50-минутных фильмов «Накануне» («The Day Before») – реалити о последних 36 часах перед показами разных больших дизайнеров. Самый по-настоящему грандиозный из них показывает подготовку к большому шоу по случаю 40-летнего юбилея дома Сони Рикель. Атмосфера эксцентричной французской комедии: адская суматоха, пресс-секретарь измененным голосом врет по телефону, что пресс-секретаря нет на месте, кто-то с кем-то страшно ругается, в последний момент недосчитываются семнадцати моделей, напряжение растет, директор модного дома (дочь Сони) волнуется, как бы мать раньше времени не узнала о сюрпризе (особом показе, приготовленном в ее честь с помощью фактически всех видных дизайнеров на свете). И посреди всего этого — крайне манерная, невероятно трогательная восьмидесятилетняя Соня Рикель, а также тот образ женщины, который она много лет создавала: беззаботная мифическая парижанка, чудесная райская птица.
Комментарии (0)