«Бригада» (2002)
Саша Белый (Сергей Безруков), его жена и его друзья-бандиты — харизматичные образы гангстеров по-русски
«Бригада» была снята под присмотром продюсера Валерия Тодоровского, а «Ликвидация» — Рубена Дишдишяна. И оба хита были сделаны каналом «Россия», выступавшим тогда лидером сериального показа накануне грядущего мощного контрнаступления Первого канала. Если локальная «Ликвидация» довольно удачно монетизировала народную любовь к картине «Место встречи изменить нельзя» (борьба милиции с бандитизмом разворачивается в то же самое послевоенное время, только не в Москве, а в Одессе), то «Бригада», имеющая неслучайный подзаголовок «Однажды в России...», ставила перед собой куда более амбициозные задачи: сделать русский вариант «Однажды в Америке» и «Крестного отца», причем на знакомом всем материале 1990-х, которые совсем скоро назовут «лихими» с высоких правительственных трибун. Поставленную планку «Бригада» преодолела играючи: следующие несколько лет каждый второй мобильный телефон будет звонить мелодией из этой гангстерской саги. А актеры, сыгравшие членов ОПГ, надолго останутся Сашей Белым (Сергей Безруков), Космосом (Дмитрий Дюжев), Пчелой (Павел Майков) и Филом (Владимир Вдовиченков).
лицо Сергей Безруковнеотделим от роли Саши Белого, и ему до сих пор при- поминают эту роль главаря бандитов при очередной попытке сыграть Есенина или Высоцкого. |
«Ликвидация» (2007)
Впрочем, «Ликвидация» могла похвастаться еще более выдающимся кастингом и куда более тонкой режиссурой, чем «Бригада»: Владимир Машков в роли начальника угрозыска Давида Гоцмана, Владимир Меньшов в образе прямолинейного, на грани самодурства, маршала Жукова, Сергей Маковецкий — вор-карманник и одновременно друг детства милиционера Гоцмана Фима Полужид, Михаил Пореченков — шпион фашистского подполья, невероятно трогательная Полина Агуреева — эстрадная певичка, влюбленная в шпиона, Константин Лавроненко и Ксения Раппопорт — бандит Чекан и его верная подруга Ида Кашетинская, а также незабываемая Светлана Крючкова — тетя Песя — с корпулентным сыночком Александром Семчевым. Урсуляк уже заработал репутацию умного и одаренного профессионала: снятые им в 1990-е полные метры «Русский регтайм», «Летние люди» и «Сочинение ко Дню Победы» имели шумный успех в узких кругах, а до широких не дошли только из-за развала кинопроката. В 2002-м Урсуляк дебютировал на сериальной ниве фильмом «Неудача Пуаро» по роману Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда»: Константин Райкин, Сергей Маковецкий и супруга режиссера Лика Нифонтова (она — талисман Урсуляка и получит ключевые роли и в «Ликвидации», и в «Жизни и судьбе») плели на экране такие психологические кружева, играли так азартно и ярко, что стало понятно: Урсуляк способен окультурить российский сериал, поднять его на художественный уровень лучших образчиков советского кино. Талант Урсуляка прост, но универсален: он умеет выбирать хороших актеров и умеет с ними работать так, что они раскрываются в полную силу. У «Ликвидации» были и другие мощные достоинства, прежде всего выдающаяся операторская работа Михаила Суслова, игра светотени, графичное черно-белое изображение, в зависимости от ситуации превращавшееся то в подобие хроники, то в стилизацию неореализма или — в любовных сценах героев Машкова и Нифонтовой — приобретавшее ритуальную величественность поэтического кино. Неожиданные приемы вроде монтажа постановочных сцен с кинодокументами (эпизод концерта Утесова) добавляли сюжету достоверности, а игра «Догадайся, кто шпион» невольно затягивала зрителя похлеще рулетки.
Исполнена анахронизмов и странностей в остальных отношениях очень достойная «Ликвидация» Сергея Урсуляка, действие которой происходит в 1946 году. В кадре видны афиши фильма «Весна» с Любовью Орловой, которая выйдет на экраны только через год, так же как и упоминаемый по ходу «Подвиг разведчика», а лежащий на столе в коробке «Полосатый рейс» снимут и вовсе в 1961 году. Действие под Одессой «лесных братьев» Украинской повстанческой армии представляется едва ли возможным: вокруг города нет лесов. Но тревожат не исторические ляпы, а одна большая сценарная ошибка — ранняя смерть героя Маковецкого, карманника Фимы, после которой смотреть фильм уже не так увлекательно. |
Комментарии (0)