Классик советского кино Александр Митта после продолжительного перерыва выпускает фильм о вражде великих художников. Автор жэзээловской биографии Малевича писатель Ксения Букша разъяснила историческую подноготную сюжета, а мы нашли в фильме мужской сексапил и Дмитрия Астрахана.
В 1918 году Марк Шагал после десяти лет отсутствия вернулся в Витебск с мандатом «уполномоченного по делам искусств в Витебской губернии» — и тут же открыл «народно-художественную школу» на базе частной школы рисования своего учителя, Юделя Пэна. На крыше он повесил зеленый флаг с надписью «Шагал — Витебску» и развернул бурную деятельность: школа должна была не только обучать рисованию и приобщать к искусству детей бедноты, но и украшать город, например, вывесками и плакатами. В 1919 году, на вторую годовщину революции, Шагал и его ученики разрисовали Витебск козами и летающими людьми. В стране было голодно, а в школе преподавателям давали хороший паек — художники потянулись из столиц в Витебск. В числе прочих в ноябре 1919 года приехал и Малевич, сразу ставший центром и нервом происходящего. Уже в начале 1920 года он формирует вокруг себя группу студентов и преподавателей — УНОВИС, «Утвердители нового в искусстве». Программа обучения у Малевича была такой многосторонней (а пламенность его служения новому искусству — изобретенному им течению супрематизма — столь заразительной), что очень скоро стала основной в училище. Ученики и преподаватели переходили к нему один за другим. Весной 1920 года Витебск оказался украшен уже не шагаловскими, а супрематическими мотивами. Разрисованы трибуны ораторов на Советской площади, трамваи, кофейни и столовые, магазины, библиотеки, фасады зданий, пароходы и трамваи. Шагал был в ужасе. Сам он рассказывал об этом так: «И вот те, кого я пригрел, кому дал кусок хлеба, постановили выгнать меня из школы. Присвоив все имущество академии, вплоть до картин, которые я покупал за казенный счет, с намерением открыть музей, они бросили школу и учеников на произвол судьбы и разбежались». На деле, конечно, никто ничего не присваивал и на произвол судьбы не бросал. Причина развала школы была совсем иная, куда более печальная. Советы постепенно становились империей, а империи любят простое искусство и классические образцы. Пролетарскому государству оказались не нужны ни Малевич, ни Шагал.
Шагал и Малевич: реальные пацаны
Митту еще в советские времена прозвали мастером зрительского кино, и восьмидесятилетний мэтр поныне сохранил этот талант. В частности, пригласил на роли Шагала и Малевича, ни один из которых в действительности не был красавцем, артистов, претендующих на амплуа секс-символов, хотя и недораскрученных в этом качестве. Шагала играет романтичный Леонид Бичевин, запомнившийся по ролям в «Грузе 200» и «Морфии» Алексея Балабанова. Малевича — брутальный Анатолий Белый («Параграф 78», «Братья Карамазовы», «Уланская баллада»), бывший супруг погибшей актрисы Марины Голуб. Смотря снятый Миттой «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», зрительницы влюблялись в Высоцкого, смотря «Экипаж» Митты — в Филатова, смотря его же «Сказку странствий» — в Миронова. История искусств в исполнении мастера обещает быть нескучной хотя бы для прекрасной половины человечества.
«Шагал — Малевич». С 3 апреля
Текст: Ксения Букша и Нина Андреева
Комментарии (3)