На платформе Premier стартовал сериал «Люся» с Данилой Козловским и Кристиной Асмус — проект о том, куда приводят мечты и искусственный интеллект. «Собака.ru» рассказывает, почему, несмотря на некоторые шероховатости, драмеди все же стоит дать шанс. Спойлер: благодаря режиссуре Ивана И. Твердовского, дебютировавшего здесь в сериальном формате.
Младшеклассница Варя прячет за спиной игрушечный топор, чтобы коварно ударить им по ноге учительницу, которая попытается его отнять. Приступ детской агрессии приводит к собранию с родителями: инфантильным Сеней (Данила Козловский) и рассудительной Леной (звезда арт-хауса Дарья Савельева из «Комбината "Надежда"» и «Обычной женщины»). Там выяснится, что топор — для ребенка друг и товарищ, она даже спит с ним, а не плюшевым мишкой. Этот крошечный эпизод, конечно, не случаен и служит не только комедийной цели (она как раз не достигается) и представлению героев. Скоро выяснится, что у папы Вари, безвольного, но талантливого программиста, тоже есть неодушевленный «друг» — разработанная им умная колонка Люся, нейросети которой натренированы на его личности.
Но все по порядку. Люся появится (вернее, прозвучит голосом популярной актрисы дубляжа Дарьи Блохиной) только примерно на 12-минуте первой серии. До этого Сеня, который носит шорты лавандового цвета и нелепую кепку козырьком назад, успеет спеть с детьми (у Вари есть старшая сестра Василиса) «Мокрые кроссы» и подраться с мажором-хамом по прозвищу Рыжий (его играет сын Игоря Верника Григорий). Хотя точнее получить удар по лицу — повинуясь то ли непротивлению злу насилием по заветам Ганди и Толстого, то ли христианскому принципу про вторую щеку, он предпочитает решать конфликты словами.
Вот только осадок от унижения на глазах жены и детей остается, и когда Люся вдруг предлагает отправиться к обидчику прямо сейчас — она нашла его геолокацию — Сеня соглашается. Там окажется, что Рыжий не только насильник, но и жертва отца-абьюзера (Максим Виторган), который часто избивает его и длинноволосую красавицу-мачеху Нину (Кристина Асмус). Дальнейший пересказ будет граничить со спойлерами, поэтому лишь обозначим, что произойдет трагедия. А история все больше начнет походить на оживший кошмар Татьяны Черниговской, предупреждающей об опасностях развития и «очеловечивания» искусственного интеллекта.
Один из самых талантливых режиссеров-авторов молодого поколения Иван И. Твердовский начинал с «синема верите» «Класс коррекции», открывшего широкому (относительно) зрителю молодых театральных актеров «Гоголь-центра». (В его первом игровом полном метре снялись Никита Кукушкин, Филипп Авдеев и Мария Поезжаева.) Но к своей третьей работе «Подбросы» он сменил псевдодокументальность на магический реализм. Хотя действие и происходило во вполне опознаваемой России, она представала сказочным пространством, лишенным конкретных примет времени. И тем самым становилась универсальной. Равно и сериальный дебют Твердовского «Люся» происходит немного во вневременьи и понятен зрителям по всему миру. Возможно, именно поэтому проект получил приз от жюри на Tokyo International ShortFilm Festival.
Как и в «Подбросах», в сериале виртуозно выстроен второй план, который заметят, наверное, не все. Он, несмотря на всю универсальность, состоит из точных высказываний о реальности сегодняшней. И это, наряду с красотой кадров, заслуга как раз Ивана И. Твердовского. Например, вот в отделении полиции бегущая строка, как на рекламных экранах, приглашает вступить во внутренние войска. Или красавицу Нину вдруг обливают зеленкой, как оппозиционных политиков и журналистов. А по телевизору идут бесконечные сериалы спорного качества про ясновидящих-слепых для тех, кто верит не науке, а магическим ритуалам.
Критикам показали три серии (всего их восемь), и на этом отрезке кажется, что, несмотря на инородные комедийные вставки, драматический проект благодаря как раз второму плану получился нетривиальным. И достаточно непредсказуемым — синопсис намекал, что это будет что-то вроде «Она» Спайка Джонса. Еще один эффект «Люси»: по крайней мере на какое-то время, вам будет чуть сложнее общаться со своими Siri, Алексами и Алисами. Мало ли что.
Комментарии (0)