• Развлечения
  • Книги
  • News
Книги

Поделиться:

Дмитрий Достоевский: «Я хочу издать утраченную книгу прадеда»

Дмитрий Достоевский, правнук великого писателя, уже давно отошел от дел, связанных с музеем предка и, по его словам, «работает обычным пенсионером». Но есть у него цель — издать книгу прадеда «Достоевский. Детям» — почти утраченный авторский сборник, который Дмитрий намерен восстановить по книге 19 века. Мы поговорили с ним о том, что осталось в наследство от Федора Михайловича, как продолжается его род и какой будет эта книга для самых маленьких.

Расскажите о книге Федора Достоевского, которую вы хотите издать?

Книга под названием «Достоевский. Детям» — сборник выдержек самого автора из его романов, связанных с детской темой, и, по мнению Федора Михайловича, достаточных для восприятия 7-10-летних детей. Когда он писал эту книгу, его дети как раз были в таком возрасте и он понимал, что вряд ли доведет их до взрослого состояния, поэтому решил им оставить такое наследие.

Каким образом вы воспроизведете оригинал?

Дело в том, что он у меня есть — экземпляр, выпущенный в 19 веке. Федор Михайлович умер неожиданно и достаточно рано — в 60 лет, а идея издать сборник осталась у его вдовы. Она еще занималась перееизданием «Братьев Карамазовых» и других книг. В итоге жена Федора Михайловича передала право издать книгу для детей своей подруге Марии Стоюниной, она тогда открыла частную гимназию и издала сборник вместе с директором. В советское время, в 30-х годах, книгу издал Сергей Михалков, выкинув четверть: тогда было такое время атеистическое, что пришлось убрать из произведения целые куски и оставить нечто неполное. А в 90-х годах сборник вновь переиздали: но не настоящий, а подделку. Я же хочу повторить оригинал.

Что еще у вас осталось в наследство кроме книги?

Ничего у нас не осталось, да и никаких прав нет: закон о наследовании распространяется на детей и внуков, а я правнук. И мы не владеем ничем: ни вещами, ни недвижимостью. Дед вообще умер в нищите, не было денег даже на похороны, а дочка Федора Михайловича жила за границей на подаяние других деятелей культуры. Но мне не обидно, я с рождения так живу, только вот одно огорчает — прадед написал «Евангелие Достоевского», отдал его своему сыну, моему деду, с просьбой сохранить по мужской линии. Но книгу забрали в НИОР РГБ в Москве.

Вы каким-либо образом участвуете в кураторстве наследия прадеда?

Я принимал участие в открытии Музея Достоевского: на всех документах первая подпись директора, а вторая — моя. Потом я курировал со стороны, но теперь мы разошлись во взглядах на музей: я считаю,что потеряна научная работа, все более неквалифицированная экспозиционная часть, поэтому не занимаюсь больше им активно. И работаю обычным пенсионером.

А как продолжается род Достоевских?

От Федора Михайловича осталась только моя линия, больше нет никого. Но род продолжается: у меня сын, а у него — четверо детей.

Вам уже кто-то предлагал помощь в издании книги?

Да, но дальше слов дело не пошло, все, как говорится, исчезло в тумане, несмотря на то, что я уверен в коммерческой удаче этого тиража. Но я пока не нашел деятельных людей, которые бы это использовали, поэтому уверенность, что я ее издам, теряется. Но это может быть по-настоящему «достоевская» книга: я бы написал предисловие, а все три очень талантливые внучки сделали бы иллюстрации.

Фото: www.itogi.ru

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: