Эрмитажу — 250 лет. Преисполненные почтения, мы изучили архивы, опросили историков и поговорили со старейшими сотрудниками главного музея страны. В качестве поздравления — 50 неизвестных и подзабытых фактов. Все, что скрыто за дверями хранилищ.
Пергамский алтарь
Самый значительный после мраморов Парфенона древнегреческий памятник был вывезен советскими войсками из Берлина в 1945 году и в совершенно секретном режиме содержался в спецхране Эрмитажа до 1954 года, когда стал доступен для посетителей. В 1958 году по решению Н. С. Хрущева алтарь вместе с огромным количеством других трофейных предметов искусства был возвращен в ГДР. А в Эрмитаже осталась прекрасно сделанная гипсовая копия алтаря, которую в 2002 году передали в подарок Академии имени Штиглица, где ее можно увидеть на галерее Большого зала под стеклянным куполом.
Сейчас алтарь является главным экспонатом Пергамон-музея, построенного специально для него к 1930 году на Музейном острове в Берлине.
Эрмитаж в годы войны
В Эрмитаже, как и во всех крупных музеях Европы накануне Второй мировой войны, были заготовлены разборные ящики для эвакуации экспонатов, и уже 22 июня 1941 года началась упаковка коллекций. На Урал двумя эшелонами было отправлено более миллиона произведений искусства — почти две трети всего собрания музея. Третий эшелон уйти не успел: кольцо блокады замкнулось. В Свердловске (ныне Екатеринбург) эвакуированные коллекции были размещены в нескольких зданиях, в том числе в подвале бывшего дома купца Ипатьева, где была расстреляна царская семья. Во время эвакуации не пропал ни один экспонат. В самом Эрмитаже сотрудники продолжали работу всю войну, в том числе принимали на временное хранение коллекции из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда, тушили зажигательные бомбы, падавшие на крышу. В подвалах музея было оборудовано двенадцать бомбоубежищ, в которых постоянно жило около двух тысяч человек. Фотоаппараты у жителей осажденного города были отобраны, и потому понять, как выглядели залы Эрмитажа с пустыми рамами от картин и как люди обитали в подвалах, можно только по рисункам В. В. Милютиной, А. Н. Никольского и других художников.
Бомбоубежище под итальянскими залами. Рисунок А. Н. Никольского
Цареубийственная табакерка
Золотую табакерку графа Николая Зубова, из-за удара которой в висок Павел I изволил «скончаться апоплексическим ударом», можно увидеть в Галерее драгоценностей Эрмитажа. Вопреки ожиданию табакерка имеет овальную форму — между тем, если верить преданию, императора убивали предметом квадратной формы с острыми углами. Но вмятина на поверхности табакерки имеется, и эрмитажники предпочитают не сомневаться в достоверности легенды о страшном артефакте.
Кабинет директора
В офисе М. Б. Пиотровского все имеющиеся горизонтальные поверхности завалены альбомами и книгами по искусству, на почетных местах — фотографии коронованных особ, посещавших музей. Над письменным столом директора — портрет основательницы Эрмитажа Екатерины Великой. В советские времена с этого места на посетителей внимательно смотрел В. И. Ленин.
Кабинет директора
В офисе М. Б. Пиотровского все имеющиеся горизонтальные поверхности завалены альбомами и книгами по искусству, на почетных местах — фотографии коронованных особ, посещавших музей. Над письменным столом директора — портрет основательницы Эрмитажа Екатерины Великой. В советские времена с этого места на посетителей внимательно смотрел В. И. Ленин.
Орбели и Сталин
В самый разгар большевистской кампании по разграблению эрмитажных сокровищ, в начале 1930-х, тогда еще заместитель директора музея Иосиф Орбели написал письмо Сталину, пытаясь остановить продажу на Запад так называемого сасанидского серебра. В ответ Сталин распорядился не трогать сектор Востока Эрмитажа. Если верить легенде, после этого сотрудники Эрмитажа срочно объявили западноевропейские экспонаты, уже предназначенные для распродажи, связанными с Востоком. Например, на том основании, что на картинах голландских живописцев изображались восточные ковры. Эта уловка помогла спасти некоторую часть из них от экспорта.
Новая улица
Уже в ноябре в городе появится пешеходная зона, которая соединит Миллионную улицу и Дворцовую набережную между зданиями Нового, Старого (или Большого) и Малого Эрмитажей. До сих пор так называемый Шуваловский проезд был доступен лишь сотрудникам музея. Несколько месяцев продолжалась расчистка помещений под Висячим садом, в которых во времена Екатерины II располагались манеж, конюшни, каретные и дровяные сараи, а в советские годы — хранилище. Теперь в огромном двухсветном зале будут проходить выставки, по соседству с ним в ближайшем будущем разместятся ресторан и сувенирные магазины. Первой экспозицией в пространстве, организованном по проекту архитектора Рема Колхаса, станет выставка «История Эрмитажа в зеркале витрин». Но самое главное, в Эрмитаже появится еще одна входная группа, со стороны Миллионной улицы, которая позволит разгрузить вход с парадного двора Зимнего дворца. А для внутренних нужд музея будет сооружен служебный подземный переход из Малого в Большой Эрмитаж.
Ограда Зимнего дворца
Пышная металлическая ограда, спроектированная архитектором Р. Ф. Мельцером, была установлена в 1899–1901 годах вокруг Собственного сада, расположенного между Зимним дворцом и Адмиралтейством. После революции бывший сад царской семьи стал общедоступным, а ограда со временем окружила парк имени 9-го Января на проспекте Стачек, где смотрится удивительно неуместно в окружении конструктивистских и сталинских зданий.
Эрмитажный гараж
Во внутреннем дворе между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем в 1911 году построили из шлакоблоков гараж для Николая II. Краснокирпичный цвет стен гаража повторяет цвет Зимнего дворца начала XX века. Его можно увидеть из окон Георгиевского зала. Гараж был оборудован мойкой и отапливался, в результате машины императора легко заводились даже в мороз.
Первая эвакуация
Все слышали о вывозе коллекций из Эрмитажа в годы Великой Отечественной войны, но почти забылась история эвакуации времен Первой мировой. Уже летом 1914 года было принято решение об эвакуации из Петрограда императорских регалий и коронных драгоценностей. После революции они не вернулись из Кремля: большая часть сокровищ была продана большевиками, а оставшиеся вошли в коллекцию Алмазного фонда. Таким же образом десять императорских пасхальных яиц Фаберже оказались в Оружейной палате. В Бриллиантовой кладовой Эрмитажа сегодня можно видеть лишь миниатюрную копию императорских регалий, за которую Фаберже получил приз на парижской Всемирной выставке 1900 года и орден Почетного легиона. В августе 1917 года, после получения известия о сдаче Риги немецким войскам, директор Эрмитажа граф Д. И. Толстой принял решение об эвакуации части эрмитажных собраний в Москву, где они были размещены в Большом Кремлевском дворце, в Оружейной палате и в Историческом музее. Было отправлено два поезда, третий из-за смены власти в стране отойти не успел. Вернуть коллекции обратно удалось лишь в 1920 году усилиями А. Н. Бенуа, возглавлявшего Картинную галерею Эрмитажа.
Хранение костюма
Мундиры императоров от Петра I до Николая II, платья императриц, мундиры придворных и ливреи лакеев хранятся на первом этаже Зимнего дворца, рядом с Комендантским подъездом. Можно было бы подумать, что платья императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, которые поразили воображение зрителей на недавней грандиозной выставке «При дворе русских императоров», просто остались в царской резиденции после революции, но это не так. Перед самой войной, в 1941 году, они были переведены в Эрмитаж, в только что созданный отдел истории русской культуры, из Этнографического музея, куда, в свою очередь, прибыли из Аничкова дворца и Александровского дворца Царского Села — резиденций двух последних императриц.
Хранение костюма
Мундиры императоров от Петра I до Николая II, платья императриц, мундиры придворных и ливреи лакеев хранятся на первом этаже Зимнего дворца, рядом с Комендантским подъездом. Можно было бы подумать, что платья императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, которые поразили воображение зрителей на недавней грандиозной выставке «При дворе русских императоров», просто остались в царской резиденции после революции, но это не так. Перед самой войной, в 1941 году, они были переведены в Эрмитаж, в только что созданный отдел истории русской культуры, из Этнографического музея, куда, в свою очередь, прибыли из Аничкова дворца и Александровского дворца Царского Села — резиденций двух последних императриц.
Хранение костюма
Мундиры императоров от Петра I до Николая II, платья императриц, мундиры придворных и ливреи лакеев хранятся на первом этаже Зимнего дворца, рядом с Комендантским подъездом. Можно было бы подумать, что платья императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, которые поразили воображение зрителей на недавней грандиозной выставке «При дворе русских императоров», просто остались в царской резиденции после революции, но это не так. Перед самой войной, в 1941 году, они были переведены в Эрмитаж, в только что созданный отдел истории русской культуры, из Этнографического музея, куда, в свою очередь, прибыли из Аничкова дворца и Александровского дворца Царского Села — резиденций двух последних императриц.
Венера не из Тавриды
Мраморная статуя богини в натуральную величину (167 сантиметров) называется Венерой Таврической лишь потому, что некоторое время квартировала в одноименном дворце. Найденная при раскопках в Риме в 1719 году, она была подарена папой Климентом XI Петру I и стала первой в России античной женской статуей.
Серьга пирата
В Галерее драгоценностей Эрмитажа оказалась подвеска или серьга из розового кварца, по легенде пожалованная знаменитому пирату и адмиралу Френсису Дрейку королевой Елизаветой I.
Чертомлыкская амфора и грабители
Амфора IV века до нашей эры, обнаруженная при раскопках кургана Чертомлык в Приднепровье, раньше хранилась не в Золотой кладовой, а в зале с окнами на первом этаже музея. Однажды в Эрмитаж залезли воры. Когда сработала сигнализация, они, поняв, что действовать надо быстро, выкинули серебряную амфору в окно, выпрыгнули за ней сами и убежали. Амфора осталась на мостовой в сильно поврежденном виде. Ее отреставрировали, но выезжать на выставки хрупкое произведение искусства теперь не может.
Текст: Виталий Котов
Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников Государственного Эрмитаж а Е. О. Гетманскую, М. П. Гурьева, Ю. О. Каган, Н. И. Тарасову, Ю. В. Плотникову
Комментарии (1)