Клип Сергея Шнурова с критикой властей Петербурга за неубранный снег и мусор стал не только музыкальной, но и политической сенсацией, собрав более миллиона просмотров и вызвав волну критики со стороны официальных лиц. Всего за четыре дня с его осуждением выступили Михаил Пиотровский, Николай Буров, Валерий Фокин, Сергей Боярский и еще десяток чиновников, политиков и деятелей культуры. Как и почему это произошло — разбираемся вместе с политологом Михаилом Шевчуком, историком Львом Лурье, филологом Светланой Друговейко-Должанской и музыкальным обозревателем «Собака.ru» Дарьей Гладких.
Новое видео группировки Сергея Шнурова «Ленинград» (которую певец ранее распускал) на песню «Пока так» было опубликовано вечером в субботу, 15 января. В нем артист высмеял петербургских чиновников за плохую уборку снега и мусорный коллапс начала года. Упоминается в песне и губернатор города: «А бегловская лопатка? Где она и что гребет?», — эти слова повторяются неоднократно, всякий раз завершая припев.
Уже к понедельнику клип набрал миллион просмотров на YouTube и попал в тренды российского сегмента сервиса. Тогда же началась настоящая кампания осуждения клипа. Тон ей задал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский (отец вице-губернатора Бориса Пиотровского). «[Снег и мусор] — важные проблемы, но здесь тоже есть красные линии и печально, что такие красные линии переходятся», — так прокомментировал песню руководитель главного музея страны.
«Этот клип омерзителен»
О своем недовольстве новым клипом Шнурова в интервью городским изданиям (часто связанным с администрацией Петербурга) заявили сразу несколько видных чиновников и деятелей культуры. Одной из главных претензий к песне стал мат, используемый в тексте и оскорбления в адрес городских властей. «По форме высказывания этот клип омерзителен», — заявил «Петербургскому дневнику» актер и экс-глава комитета по культуре Николай Буров.
«Творческие люди имеют возможность высказывать свое мнение по самым острым темам. Но творцы не должны позволять себе выплескивать это в публичное пространство с употреблением ненормативной лексики», — сказала журналистам гендиректор академической капеллы Ольга Хомова.
Кампанию против Шнурова СМИ уже обозвали «флешмобом власти», тем более что «Пока так» является далеко не первой композицией группировки с использованием ненормативной лексики (многим будет непросто вспомнить песни «Ленинграда», где ее не было бы). Однако такой яркой и организованной реакции предыдущие треки не вызывали. «Критиковать [Шнурова] за мат — как критиковать Неву за корюшку», — отмечает музыкальный обозреватель «Собака.ru» Дарья Гладких.
Политический обозреватель Михаил Шевчук, назвал кампанию обычной реакцией российских чиновников. «Естественно, Шнурову как представителю современного и молодежного творчества нужно было противопоставить мастодонтов культуры, людей с именем и авторитетом, продемонстрировав таким образом, что деятели классической культуры, интеллигенты, театралы не разделяют этой позиции. Что люди, которыми гордится Петербург, не критикуют власть. Это простое противопоставление», — сказал он в беседе с «Собака.ru».
«Это — кощунство»
Еще одним упреком, «предъявленным» Шнурову его критиками стало неуважение к Петербургу. «Есть тут какой-то неприятный осадок именно от того, что есть пренебрежительное отношение к городу, который его воспитал и прославил», — сказал журналистам худрук Александринского театра Валерий Фокин.
Отдельные упреки вызвало использование в треке мелодии песни Василия Соловьева-Седова «Город над вольной Невой». «Это – негласный гимн нашего города. Как можно было в эту грязь добавить такую мелодию? Это – кощунство», — возмутилась директор БКЗ «Октябрьский» Эмма Лавринович. Также недовольство использованием классической мелодии высказал член Госдумы Сергей Боярский, а депутат петербургского ЗакСа Дмитрий Панов и вовсе предложил «подумать о лишении [Шнурова] почетной, пусть и неофициальной, возможности называть себя петербуржцем».
Филолог Светлана Друговейко-Должанская, считающая, что песню «Пока так» нельзя назвать талантливой, все же полагает, что обвинения Шнурова в кощунстве сегодня выглядят не очень адекватно. «Более или менее всем известно, что мы живем в эпоху постмодернизма, когда абсолютно все — высокое и низкое — легко смешивается в новом тексте, порождая тем самым уже следующие ступени текста. Это вполне нормальная для современного искусства ирония», — сказала она в беседе с «Собака.ru».
Историк Лев Лурье уверен, что новый клип не только не оскорбил горожан, но повысил популярность Шнурова в Петербурге (уличные музыканты уже исполняют песню в центре города). «Площадной жанр был в таком случае вполне уместен, — считает Лурье, — это линия такого сатирического куплета, восходящая к творчеству поэтов журнала «Искра» 1860-х годов. Так что я не вижу здесь ничего противоречащего русской культуре. А количество просмотров темперамент Сергея Владимировича, мне кажется, заставили власти шевелиться по поводу уборки мусора».
«Некий заказ»
Однако главным обвинением в адрес Шнурова стало то, что певец якобы написал песню не просто так, а в рамках организованной «кампании» против города. Об этом говорил в своем комментарии Михаил Пиотровский. Это же подозрение озвучил гендиректор Российской национальной библиотеки (РНБ) Владимир Гронский. «Я рассматриваю новый клип Сергея Шнурова как некий заказ. И считаю, что Санкт-Петербург совершенно не достоин таких текстов», — сказал он.
Впрочем, о том, что песня и клип «Пока так» укладываются в логику некоторых критиков Смольного, говорят не только на страницах проправительственных изданий. Так, телеграм-канал «Ротонда» напоминает о том, что СМИ, которые иногда связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным, в последние месяцы активно критикуют городские власти за уборку снега. При этом отмечается, что Шнуров ранее сотрудничал со структурами Пригожина. На эту же связь указывали и другие издания.
На этом фоне сам Пригожин публично открестился от публикаций с критикой петербургского правительства, заявив, что вообще не интересуется петербургской повесткой.
Музыкальный обозреватель Дарья Гладких не исключает, что мотивы артиста не были бескорыстны. «В широких кругах Шнуров, несмотря на полученные в 2020-ом должности, продолжает ассоциироваться с оппозицией, которая, кажется, еще чуть-чуть — и прилетит в костюме Супермена расчищать узенькую Садовую от снега. И в это мне тоже хотелось бы верить, но получается скорее верить в «высшие силы», заказавшие выпустить песню с критикой Смольного», — считает она.
По словам политического обозревателя Михаила Шевчука никаких доказательств того, что клип был частью организованной кампании нет. Комментаторы могут оперировать лишь предположениями. «Это может быть заказ, это может быть совпадение, это может быть искренний порыв, который совпал с интересами некоторых политиков. В конечном итоге, даже если мы считаем, что клип заказал тот или иной бизнесмен, означает ли это, что мы должны игнорировать жалобы на уборку снега? От этого снег с улиц не исчезнет», — полагает он.
Лев Лурье также полагает, что убедительных доказательств в пользу «теории заговора» нет. «Мне кажется очень странной идея уважаемого Михаила Борисовича [Пиотровского], что ведется какая-то целенаправленная кампания против Петербурга. Кто эти ненавистники города на Неве? Если город очистить ото льда и мусора хотя бы так, как это делается в большинстве областных городов России, то это будет гораздо более эффективной кампанией по повышению его престижа», — заключил историк.
Сам Шнуров пока свой клип и кампанию по его публичному осуждению не прокомментировал. Однако позднее записал новый клип, где в ироничной форме взял на себя всю вину за сугробы и мусор в городе, попросил не лишать его звания петербуржца и признался в любви к Беглову.
Комментарии (0)