Галерист и дизайнер родом из Красноярска, переехав в Петербург, создала одну из ведущих галерей современного искусства в России Marina Gisich Gallery и работает с лучшими художниками страны.
Почему вы уехали из Красноярска?
В определенный момент появилась потребность в более интенсивном саморазвитии, в интеллектуальном и духовном плане. Возможно, это правый берег так на меня влиял. В Петербург я поехала для поступления в университет имени Лесгафта. Это было непросто — конкурс был высокий: двадцать человек на место, а на курс сначала берут тех, кто из Петербурга.
Вы были профессиональной спортсменкой? Это вам помогло пробиться в Петербурге?
Я занималась художественной гимнастикой у Галины Борисовны Москвиной. Когда попала к ней, училась в четвертом классе и на соревнованиях занимала двадцать девятое место из тридцати возможных. Тем не менее моя мама бредила мыслью, что я должна быть чемпионкой, несмотря на то, что выдающихся данных у меня не было. Я закрывалась от нее в туалете нашей хрущевки, она открывала дверь и отправляла меня на тренировку. Вот так через силу и сопротивление мама воспитала во мне желание быть первой. До сих пор не понимаю, почему Галина Москвина выбрала меня к себе в команду. Уже через год тренировок я стала чемпионкой края, а потом попала
в сборную олимпийского резерва Советского Союза. Помню, шла по проспекту Красноярский рабочий со знаменем, а ведущие объявляли:« Идут наши чемпионы! Марина Гисич!» Это было очень по-коммунистически. Во взрослой жизни это дает мне силы. Фундаментальное советское прошлое, большая семья дарят ощущение, что можно замахнуться на любую цель.
Наверняка было не просто начать заниматься современным искусством.
Петербург известен атмосферой снобизма, «закрытости». Он должен тебя «принять», тем сложнее, если речь идет о причастности к художественной среде. Надо быть либо очень талантливым, либо множество обстоятельств должны сойтись воедино. Еще с юности меня очень интересовал этот город, и это большое счастье и жизненная удача, что я осталась здесь жить и работать, особенно в области современного искусства. Думаю, это произошло в том числе благодаря спортивному характеру, желанию разобраться и утвердиться. В первые годы существования галереи много времени ушло на работу с профессиональной средой, формирование репутации, на преодоление «стереотипных» способов восприятия современной культуры среди аудитории в целом.
В чем заключается работа галериста?
Это человек, который занимается продвижением творчества современных художников. Любое продюсирование сопряжено с рисками, верой в то, во что инвестируешь. Современное искусство с точки зрения бизнеса в Росcии — это энтузиазм и подвижничество. Это последовательный труд, и результат зависит непосредственно от качества работы. Наряду с глубиной художественного высказывания автора есть еще много факторов, которые должны помогать ему войти в мир арт-рынка. Это пресса, критика, ярмарки, выставки, международные биеннале, премии, престижные коллекции. Дальше необходимо из года в год, несмотря ни на что, регулярно делать выставки. Моей галерее семнадцать лет, последние семь из них мы успешно работаем на международном рынке.
Почему люди зачастую негативно относятся к современному искусству?
Большинство людей осторожно относятся к нему, поскольку не понимают. Наша задача — обратить внимание на то, что «бьется» в авангарде культуры в настоящий момент. Современное искусство — это работа. К его восприятию нужно быть подготовленным. Тем не менее, если человек заботится о своем внутреннем мире, хочет докопаться, изучить, все возможно. Визуальное искусство — лишь один из сегментов современного культурного среза. За ним тянется стремление знать музыку Владимира Раннева, смотреть постановки Андрея Могучего, кино Андрея Звягинцева, читать литературу, которая написана сегодня, знать Дриса Ван Нотена, пропускать через себя сегодняшний день. Иначе у нас гораздо меньше шансов почувствовать в полной мере то, что происходит вокруг.
Вы согласны с тем, что искусство — вещь элитарная?
Искусство всегда выдерживает дистанцию по отношению к зрителю. Развлекательные качества в данном случае губительны. Служить искусству — миссия. Большинство галерей современного искусства в Париже — закрытого типа, ты не можешь просто идти по улице, увидеть вывеску и зайти. Надо знать, куда направляться, это для определенного круга заинтересованных лиц. Я уважаю этот снобизм. Чтобы вступить в клуб, нужно изучить правила.
Вы с удовольствием приезжаете в Красноярск, или теперь вам здесь некомфортно?
С Красноярском у меня связаны прекрасные ретровоспоминания. К тому же я не критикую город, вообще к дефектам отношусь очень философски. Выше головы не прыгнуть, но каждый должен думать, что он мог бы сделать, дабы донести до людей, что так жить некомфортно, и надо что-то менять. Для меня Сибирь — это вакцинация. У родителей есть дом в деревне Марьясово Балахтинского района — это обыкновенная деревня с редеющим населением и коровами, разгуливающими по дорогам. Каждый год один летний месяц мои дети проводят там, а следующий — в Монако. Муж полностью одобряет такой подход. Я считаю, что они должны видеть разные стороны жизни, и друзья должны быть везде.
В Красноярске Марина Гисич жила на улице Мичурина, окончила школу № 97 с серебряной медалью. Занимается продвижением российских художников поколения «перестройки»: Евгений Юфит, Владимир Кустов, Ке-рим Рагимов, Виталий Пушницкий, Марина Алексеева, Кирилл Челушкин, Григорий Майофис, а также молодых авторов. Marina Gisich Gallery принимает участие в международных ярмарках ARCO Madrid, Volta NY, Art
Paris, Vienna Fair, Art Miami, Cosmoscow.
Текст: Татьяна Зиза. Фото: Иван Сорокин
Комментарии (0)