• Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Андрей Шарков

Поработав рекламным агентом, свахой и вендором, в двадцать лет он основал компанию Shokoladka.spb.ru, благодаря которой среди рекламных сувениров появились шоколад и печенье с логотипами.

Стремление стать бизнесменом связано с влиянием родителей? Моя мама начала работать в сорок лет, сейчас она возглавляет компанию Sexy Hair по продаже профессиональных средств для ухода за волосами. У отца свой коттеджный поселок, дома в котором он сдает в аренду. Учился я в обычной школе на Пискаревке, был капитаном волейбольной команды. Но рано начал работать и уже с четырнадцати лет был почти независим от родителей. Чистил ковровые покрытия в гостиницах и ресторанах, а по ночам учился верстать таблицы в программе Page Maker и подрабатывал наборщиком в автокаталоге.

Для чего были нужны деньги? Я первым в школе купил себе сотовый телефон, только что поступившую в продажу Nokia 3310, и был очень горд, что сам на него заработал.

Какой у вас круг общения? У меня немало знакомых, но почти нет друзей. Куда больше меня увлекает бизнес, ведь он как ребенок. Сейчас я холост, детей нет, поэтому времени развивать свои проекты достаточно. Для меня жить и работать — одно и то же. А большинство людей, занятых нелюбимым делом, толком и не живут.

Как выбрали сферу по душе? Я многое пробовал: занимался продажей автомобилей, земельных участков, даже подбирал женщинам женихов через Интернет — сводил людей в Сети и помогал встретиться, получая за это процент. Кстати, в половине случаев дело окончилось свадьбой. Работая ночным сторожем, вдохновлялся рубрикой «Свое дело» в газете «Деловой Петербург» и Loosing My Virginity, автобиографией Ричарда Бренсона, который бросил школу, а сейчас имеет состояние более трех миллиардов фунтов стерлингов. В восемнадцать я поступил в Политех на факультет «Экономика и менеджмент» и зарегистрировал с приятелями первую компанию — студию дизайна, искал заказы. После года сотрудничества ребята решили, что главные — дизайнеры, а не тот, кто приносит им деньги. Я не стал спорить, мы разбежались, и я стал индивидуальным рекламным агентом: обслуживал с десяток фирм.

При таком темпе вам удавалось совмещать работу с учебой? Ходить в университет я перестал со второго курса, появлялся только на сессиях. Пока мои однокурсники учились теории, я изучал бизнес на практике. Поэтому, принимая людей на работу, никогда не смотрю на диплом. Честно говоря, даже не знаю, кто из моих коллег где учился.

Как появилась идея заняться шоколадом? Компания ITL заказала мне сувенирную продукцию. Я сделал подборку предложений с европейских сайтов, в которой оказался барельефный шоколад с корпоративным логотипом, и компания остановилась именно на нем. Передо мной встал выбор: сказать «нет» или попробовать. Я неделю не спал, кое-как нашел производителя, способного выполнить заказ, и назвал, казалось бы, нереальную цену. А они согласились и в тот же день оплатили счет. С тех пор я никогда не говорил клиентам «нет».

Этого рынка раньше не существовало? Как оказалось, нет, и тогда я решил сконцентрироваться на шоколаде. Создал компанию Shokoladka.spb.ru для корпоративных клиентов, сам сделал сайт, по ночам рассылал факсы. Заработать удалось уже через четыре месяца, я открыл первый офис, а в мае прошлого года — дочернюю Shokobox для частных лиц.

Развиваете ли вы другие направления бизнеса? Я постоянно в поиске нового, у меня на один успешный старт- ап приходится два холостых. Была идея развивать вендинговый бизнес. В конце июля 2008 года я придумал установить в торговых комплексах автоматы по продаже футболок с принтами. В ночь, когда их печатали, случился грузино-осетинский конфликт. Я искренне осуждал действия Грузии, поэтому сразу остановил процесс и за несколько часов подготовил новые макеты рисунков, чтобы тираж вышел к утру. Так появились футболки с надписями Fuck Saakashvili и Buck Fush, которые пользовались огромным спросом. А сейчас меня привлекает политика. Я понимаю, что могу что-то изменить. Начал с себя и пытаюсь помочь людям из своего окружения.

Вы не считаете, что внесистемному человеку, находясь внутри системы, неизбежно придется подстраиваться под нее? Дело в том, что у России есть потенциал — молодежь. Мы с единомышленниками помогаем молодым предпринимателям, встречаемся со студентами. Я всегда говорю им: «Ребята, у вас нет денег, нет связей, значит, у вас есть все, чтобы начать собственный бизнес!» Малый бизнес возможен! Я сделал несколько компаний без единой взятки. Через десять лет мои ровесники станут политической и бизнес-элитой. Все в наших руках.

Дайте совет по воспитанию себя. На самом деле я очень ленивый человек, хочу всего и сразу, но понимаю, что для этого нужно много работать. Мне близка фраза Айн Рэнд: «Для меня самое порочное существо — это человек без цели». Поэтому мое кредо — следовать за своей целью и быть честным перед собой и людьми. За время, пока я в бизнесе, я понял одно: нет ничего невозможного, все ограничения находятся только у тебя в голове.

а еще важно знать, что Самым популярным продуктом Shokobox стал подарочный набор шоколада «Сладкий кусочек бюджета» для поклонников адвоката и правозащитника Алексея Навального. Свою продукцию Андрей Шарков недавно начал продавать в розницу и открыл два магазина: в «Гранд-Паласе» и ТРК «Радуга». На волне «шоколадного» успеха запустил интернет-магазин дизайнерской мебели Ballchair.ru.

ИНТЕРВЬЮ: МИХАИЛ СТАЦЮК. ФОТО: LIZA OWL

Материал из номера:
ЕДА И ГРАЖДАНИН

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: