• Город
  • Город
Город

Поделиться:

Юрий Сапрыкин о том, зачем быть добрым

Колумнист, социальный философ, редакционный директор The Moscow Times, рассказал о том, как на разных этапах становления человечества воспринимали добро, и что значит быть добрым сегодня.

Искать ответ на вопрос «Зачем быть добрым?» можно с двух сторон: с точки зрения анатомии и биологии и с точки зрения философии. Последние три тысячи лет мыслители, не сговариваясь, думали об одном и том же – зачем нужно быть добрым и как отличить добро от зла. Если отвлечься от науки и философии и просто ответить на этот вопрос, то ответ не заставит себя ждать и покажется очень простым – быть добрым ни за чем не нужно, от этого один вред. Ты встречаешь своего друга, он просит тебя отдать ему банан, и ты, конечно, как добрый человек, этот банан отдашь. И в результате просто останешься голодным. Никакой радости нет. А тот, кто, вроде бы, не добрый и забрал у тебя банан, съест его и будет рад. И кому в данном случае лучше, очевидно. Однако этот очевидный ответ, который сразу приходит на ум, оказывается не исключительно верным и окончательным. Лев Толстой писал, что все вещи, которыми занимаются люди — войны, торговля, политика – это все второстепенно, а главное, что должны сделать люди — это пытаться понять, что такое добро, и дальше вести себя в соответствии с тем, что они выяснили.

В разные времена о добре говорят по разному: когда я был маленький, то в телевизоре персонажи пели, как хорошо быть добрым. «Если добрый ты, то всегда легко, а наоборот – плохо», говорил нам кот Леопольд. Вообще он всегда нам говорил, что быть добрым – лучший выход: может, ты останешься голодным, отдав банан, но тебе от этого станет лучше. Сейчас почему-то все изменилось. Сейчас часто слышишь фразу: «Добро должно быть с кулаками». Да, мы добрые, но вокруг много людей, которые живут и думают неправильно и хотят нам навредить. И в этот момент, если добро не может ударить, то оно не очень правильное. Эту фразу придумал советский поэт Михаил Светлов 80 лет назад.

Археологи нашли доказательства того, что 1700000 лет наши предки заботились о своих пожилых родителях. Что же заставляло отдавать им этот банан? Ученые считают, дело в механизме, который возник в процессе эволюции. Механизм, благодаря которому мы думаем, что нужно отдавать банан, и всем будет  хорошо. Это желание поделиться, которое есть на инстинктивном уровне. Например, когда чаек подкармливают, они начинают звать своих сородичей, чтобы тем тоже досталось. Пусть одной чайке будет менее хорошо, но их вид в целом будет сильнее. Прежде всего, этот инстинкт – биологическое желание. Оттого, что тебе станет чуть-чуть хуже, кому-то станет лучше. Конечно, это не всегда и не со всеми происходит: есть те, кто с удовольствием забирает банан, пользуется чужой добротой и делиться не собирается. Как говорят биологи, на самых ранних стадиях развития живых существ появились механизмы, которые помогают нам справляться с этими обманщиками.

На самом деле, люди, чайки, обезьяны и все другие живые существа бананом делятся не просто так – они предполагают, что это им вернётся, и надеются, что когда-нибудь им тоже отдадут банан. Но мы сталкиваемся с тем фактом, что, в конечном счете, тех, кто делится бананом, становится больше. Эволюция показала, что племена, в которых было больше тех, кто делился и помогал друг другу, были более приспособленными и успешными.

С другой стороны, обезьяна, которая делится бананом, нарабатывает себе репутацию. Она становится известна как щедрая обезьяна, И с ней все хотят дружить. Какой бы бескорыстной не была доброта, мы на подсознательном уровне хотим, чтобы об этом стало известно. И это нормально. Это объясняет, почему мы отдаём свой банан чужому человеку. Как доброта возникла с эволюцией, так и её кулаки возникли с эволюцией. Возникли потому, что даже если стая внутри себя решила быть доброй, то есть враждебные стаи, к которым нужно применять силу и хитрость.

Очень трудно быть добрым по принуждению, это всегда зависит от тебя. Решение приходится принимать самому. Практически во всех религиях и постулатах существует такая идея: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой». Золотое правило этики. Это та фраза, над которой думали все умы человечества. Но они лишь пытались конкретизировать — к кому это правило применимо, какие части важны, а какие нет. Но все это детали. Интересный вопрос, кто вообще придумал добро. Не базовое чувство, а слово «добро». Оно присутствовало всегда, но в древности означало разные вещи. Древние греки выделяли четыре главные добродетели человека: мужество, справедливость, умеренность, мудрость. Если человек придерживается их, то он хороший человек. А поделится ли он бананом, уже не так важно. Радикальный христианский подход — ты должен быть добрым, милосердным, отзывчивым, ты должен отдавать банан, что бы ни случилось. Если тебя бьют, ты должен подставить другую щеку.  Такова воля Бога. Но все мы знаем, что золотое правило этики не всегда работает, но как же быть тогда?

Если мы делаем добро не потому, что нас так научили в школе, не потому что это прописано в законе, а просто потому что это приятно и это в нашей природе, то, наверное, мы как-то спасёмся и выживем. Если ты чего-то хочешь от ребёнка, то делай это сам. Пожалуй, это единственно верный путь. Если ты хочешь, чтобы дети читали, читай сам, если ты хочешь, чтобы они были добрыми и отзывчивыми, будь таким сам. Так я действую в своей семье, со своими детьми.

Материал подготовлен в рамках серии Открытых лекций проекта «Университет детей»

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: