В Лаборатории реставрации живописи Государственного Эрмитажа мы выяснили, где хранятся картины в запасниках, как восстанавливают полотна с полностью утерянным фрагментом и самое главное — как определить подлинность шедевров.
В 2003 году Лаборатория научной реставрации станковой живописи получила просторное помещение с современным оборудованием в новом комплексе Реставрационно-хранительского центра на Старой деревне. Это позволило реставраторам вплотную приступить к масштабной программе по раскатыванию больших картин с валов и приведению их в экспозиционный вид.
Дело в том, что полотна больших размеров часто хранятся в музеях без подрамников, накатанными на вал – деревяннное основание, похожее на большую катушку. В период Великой Отечественной многие произведения искусства Эрмитажа были в срочном порядке вывезены в Свердловск (ныне Екатеринбург), а транспортировать их было возможно только в свернутом виде. После блокады картины вернулись, но так и остались на валах из-за нехватки пространства в музее. В результате полотна оказались скрытыми не только от зрителей, но и от музейных специалистов. Сейчас реставраторы раскатывают их, и при необходимости, проводят комплекс восстановительных мероприятий.
Помещению 10 лет и оборудовано оно по последнему слову техники: вакуумный стол низкого давления позволяет проводить сложную операцию по дублированию холстов с фактурной живописью на новую основу. Плотные подъемные жалюзи регулируют освещение, иногда создавая полную темноту, что необходимо для проведения фотофиксации (процесс реставрации экспонатов методично фотографируются на всех этапах), а также исследования картин в отраженном ультрафиолетовом свете. В микроскоп реставратор отчетливо видит поздние неавторские слои на картине и контролирует свою работу по раскрытию (удаление более поздних слоев краски, лака). Если раньше, удаляя записи, реставратор полагался, зачастую, только на собственную интуицию, то, работая под микроскопом, он может точнее определить состояние живописи и уверенно контролировать процесс расчистки.
Строго говоря, реставрацию картин можно разделить на несколько критерий: превентивная, при которой картины хранятся в оптимальных условиях, ежегодно проводится осмотр их состояния; консервация, — это уже вынужденная мера по укреплению основ холста, грунта и красочных слоев живописи, заделка прорывов и устранение деформаций; и непосредственно сама реставрация — раскрытие картины от поздних изменившихся в цвете и тоне реставрационных «новоделов», искажающих авторскую живопись.
Сотрудники здесь сравнивают картины с людьми, а самих себя — с врачами. Поэтому и не называют никаких конкретных сроков и прогнозов по любому из произведений: у кого-то легкая травма, которую можно «залечить» за сутки, а у кого-то «дело жизни и смерти», растягивающееся на годы.
В самых простых случаях достаточно укрепить красочный слой и грунт картины. Для укрепления на поврежденные участки наносят специальный рыбий клей и осторожно проглаживают через слои бумаги эти места утюгом. Более сложная реставрация ждет картину, когда на ней множество прорывов, мелкие вмятины и утраты живописи.
Большое количество сколов, трещин и разрывов устраняется также с помощью местного проклеивания. Часто картины покрывались слоем дополнительного лака поверх загрязнений; или в ход шла грубая реставрация, настолько широко перекрывавшая авторскую живопись, что вызывала сомнения в подлинности автора. Пример — триптих Гуго ван дер Гуса «Поклонение волхвов». В 2007 году специальной комиссией Эрмитажа было принято решение о реставрации работы. Были проведены многочисленные исследования, которые показали наличие реставрационных тонировок и живописные исправления, нанесенные в процессе предыдущих восстановлений. Поздние слои краски закрывали подлинную живопись примерно на 50%, а сильно пожелтевшие слои лака и загрязнения изменяли цвет настолько, что колорит картины стал серо-коричневым (как, в общем-то, и многих других картин этого периода во всех музеях мира). Необходимо было максимально приблизиться к замыслу автора и убрать с картины поздние записи.
Самый спорный вопрос, когда на полотне утрачен фрагмент композиции. В этом случае, реставраторы ищут любые фотоматериалы, наброски или заметки, которые могли бы пролить свет за замысел автора. Правило «реставрация заканчивается там, где начинается гипотеза» сохраняется и в случае, если никаких документов обнаружить так и не удалось, то есть дорисовывать специалистам ничего нельзя. Картина остается с непрорисованным участком либо на месте повреждения появляется нейтральный фон.
Заключительным этапом труда реставратора обычно становится нанесение слоя лакового покрытия, который будет предохранять картину от дальнейших повреждений. При этом поверхность картины выравнивается и становится глянцевой.
Комментарии (1)