Сезон корюшки скоро придет к своей кульминации: 3 и 4 мая состоится ее именной Праздник. В выпуске рубрики «Продукт культуры» мы разбираемся, какой след оставила рыба-бренд в культуре: ищем родственников этой рыбки в реке Эльбе, вспоминаем слова Ахматовой о ней и рецепт художника Анатолия Белкина.
Биология
Серебристую стройную рыбку знают на вид и на запах — миновать весной лотки с корюшкой в Петербурге почти невозможно. И хотя она прочно закрепилась как бренд Петербурга — совсем как «Зенит» или Достоевский, у нее интересная жизнь за пределами Невы. Корюшка — дальняя родственница лосося и форели, ее ближайшие собратья — азиатская или американская корюшка, обитающая в прибрежный водах Северного Ледовитого и Тихого океанов. От нашей, европейской, она отличается крепкими и большими зубами. Наша водится в бассейнах Балтийского и Северного морей, Ладожского и Онежского озер. Снеток, которым активно хрустят как закуской к пиву, на самом деле тоже корюшка, только карликовая, не подросшая. Восторженные возгласы «корюшка пошла» обозначает, что температура воды прогрелась до 4ºС и рыбка пошла на нерест. Местная заходит в Неву, из Северного моря — в Эльбу, из Белого — всего на 2-3 километра в ручьи и речки. Корюшку начинают ловить до нереста и будут ловить после, но именно в этот период она дешевеет и появляется на рынках в большом количестве.
История
Можно сказать, что корюшка, действительно, только наша — рыбаки других областей давным-давно придумали ей свои имена: на Ладожском озере – «корюха», на Онежском – «кереха», в Архангельской области – «корешок», в Латвии – «саллакис», а на реке Печоре «нaгыш». Это сейчас рестораны соревнуются, предлагая корюшку то так, то эдак, а в имперском Петербурге корюшка была уделом бедноты. Николай Гоголь в уста провинциала-городничего вкладывает вздохи по столице — «Да, там, говорят, есть две рыбицы: ряпушка и корюшка. Такие, что только слюнка потечет, когда начнешь есть» — подчеркивая, что о настоящей начальственной жизни тот ничего не знает. Анна Ахматова тоже метко отметила, где было место корюшки: «На черной лестнице пахло жженым кофе, постным маслом на Масленицу, корюшкой весной и всегда кошками». Ностальгия же по корюшке, приведшая ее в меню люксовых заведений — из советского Ленинграда. Возможность самостоятельно разнообразить набор продуктов приводили по выходным на лед Финского залива инженеров, военных и учителей — с прямоугольниками пахучих коробов для снастей. Столь же неизменны к маю были сообщения о рыбаках, оторвавшихся на льдине.
Праздник
По легенде, первую фиесту, посвященную корюшке, приказал устроить Петр I в 1708 году, да и вообще называл ее царь-рыба и поддерживал рыбаков. Событие решили восстановить в 2002 году, как механизм создания мифологии города (сделать корюшку символом Петербурга) и вообще как ивент народный, но без политики. Праздник корюшки в Петербурге повторяют до сих пор каждый год. Ближайший, двенадцатый, пройдет 3 и 4 мая в Ленэкспо. Кроме массового потребления рыбы на мероприятиях выставляется народный арт на тему, бывают музыка, танцы, ловля рыбы руками в бассейне, выпуск мальков для повышения популяции и другие забавы. Нужно сказать, что устойчивая мифология действительно сформировалась. Праздник многие считают чествованием исключительно местной героини, не подозревая, что праздник корюшки бывает и в Калининграде, и в Литве — в Паланге: там соревнуются в ловле рубки и ее скоростном поедании.
Рецепты
Корюшку не только жарят, но и маринуют, и солят, и отваривают, и готовят по-латышски — тушат с зеленью, луком и сливками, или по-английски — в белом вине с лимоном. Однако идеальный вариант простой, но беспроигрышный. Самый лучший — тот, что советует художник Анатолий Белкин. Сперва нужно разделать рыбку: отрезать голову и вынуть внутренности так, чтобы не повредить икру. Жарить и есть нужно вместе с ней, так особенно вкусно. Дальше обвалять рыбу в муке с крупной солью и выложить на сковородку валетом. Перевернуть ее нужно только один раз, то есть сначала зажарить с одной стороны, затем — с другой. Так корюшка не развалится, даже если потом брать ее руками за хвост. На гарнир ничего не требуется, разве что рюмка водки и черный хлеб.
Комментарии (0)